Библио-новости

Книги-юбиляры 2023 года

50 лет назад опубликован роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Книги-юбиляры 2023 года

У писателя Бориса Васильева к 1973 году уже вышли пьеса «Танкисты», на основе которой сразу же был снят культовый фильм «Офицеры», повесть «А зори здесь тихие…», множество рассказов и сценариев – как правило, на военную тему. И вот в 1973 году журнал «Юность» публикует роман «Не стреляйте белых лебедей» (именно с таким названием, без предлога). Сын кадрового офицера Русской армии, писатель-фронтовик, не знакомый с реалиями сельской жизни, затронул непривычную для него тему – взаимодействие человека и природы. Видимо, само время продиктовало. Начало семидесятых, развитие научно-технического прогресса, весь СССР – одна большая грандиозная стройка; в самые краткие сроки, как по волшебству, появляются электростанции, железные дороги, заводы-гиганты, огромные фабрики и комбинаты. Производство, естественно, сопровождается уничтожением природы, но человек даже не дает себе труда задуматься, какой непоправимый вред наносит себе и идущим за ним поколениям. Лес рубят, щепки летят – многое мы оправдываем этой пословицей, выгодно подгоняя ее под любые обстоятельства. А вот главный герой романа – бесхитростный работяга Егор Полушкин так не умеет.

«Все мы в одном доме живем, да не все хозяева. Почему такое положение? А путают. Содной стороны вроде учат: природа – дом родной. А что с другой стороны имеем? А имеем покорение природы. А природа все покуда терпит. Она молчком умирает, долголетно. И никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку», – с такой проникновенной речью выступил Егор Савельич на совещании работников лесного хозяйства, куда неожиданно был откомандирован из поселка Черное озеро.

А жители этого поселка, все как один звали не умеющего устроиться в жизни Егора Полушкина бедоносцем – понятно, что от Георгия Победоносца пошло прозвище, но куда подевались первые две буквы, объяснить бы никто не взялся. Все неприятности, без конца происходящие с Егором – от того, что не умел он работать без души, пытался все делать «как для себя», срывая общие планы и мешая выполнению важных задач. Материальные вопросы всегда оставались для Егора в стороне, ценность в его представлении – исключительно добро и красота, воплощением которых является вечное мироздание – мудрая природа… Щедро наделенный талантом художника, Егор Полушкин тонко чувствует прекрасное и всем своим необъятным сердцем желает, чтобы побольше было вокруг красоты, и главное – чтобы люди научились ее беречь. Сложный человек, даже не всегда попадающий в рамки образа положительного героя: о семье не заботится, сына ни за что ударил в пьяном угаре, беззастенчиво потратил собранные соседями деньги на покупку лебедей…

Блаженный «не от мира сего» Егор, да еще и с аллюзией на православного святого, не очень-то сочетался с идеями времени, поэтому роман Бориса Васильева был воспринят официальной критикой с некоторой настороженностью.

Литературовед Игорь Дедков откровенно посчитал роман авторской неудачей и отклонением от «генеральной линии»: «Надежда читателя романа соприкоснуться — по старомодной привычке — с миром, хотя бы в известных пределах объективным и самодовлеющим, окажется опрометчивой. На наших глазах произойдет перелицовка человеческой жизни из романа, которым она всегда была и пребудет, в житие на новый манер. Но, закрыв роман, пытаешься себя уверить, что сочинен он каким-то другим человеком. Сочинен из самых благородных побуждений, но без должного уважения к реальной сложности современной нашей жизни, к тем её действительным испытаниям, которые она предлагает нашей совести».

Но, что бы ни писали критики, роман «Не стреляйте в белых лебедей» читателям пришелся по душе, не остался он незамеченным и советскими кинематографистами: в 1980 году Родион Нахапетов снимает одноименный фильм, в создании которого Борис Васильев принял участие в качестве сценариста. Правда, затем потребовал свою фамилию из титров убрать – готовый сценарий сильно отличался от авторского замысла. Но свою роль фильм выполнил, еще раз напоминая нам о том, что добро не всегда бывает «с кулаками», оно уязвимо и часто оказывается совсем беззащитным перед людской подлостью и равнодушием, и что среди всеобъемлющего зла обязательно найдется благородный и честный человек – совсем не герой, пытающийся доказать, что жить надо по законам сердца и совести.

Из книги Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»:

  • Всем на чужом пожаре занятье по душе найдется. Кому тушить, кому глазеть, а кому руки греть.
  • Когда человек непонятен, то проще всего объявить его чудаком.
  • По сердцу работа — человек горы свернёт. А уж коли так-то, за ради хлебушка, то и не липнет она к рукам-то.
  • Вымирает живая красота. Одни зоопарки скоро останутся.
  • Страдает человек. Сильно страдает, мил дружки вы мои хорошие. А почему? Потому сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой.
  • Сколько желания сделать доброе человеку на жизнь отпущено? Сколько раз он, побитый и осмеянный, вновь подняться может, вновь улыбнуться труду своему, вновь силами с ним помериться? Сколько? Кто это знает? Может, на раз кого хватит, может, на сто раз?
  • Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть.
  • Но про беду собственную человеку вперёд знать не дано, и потому бьёт она всегда из-за угла.
  • И грохот тот городской, шарахаясь от камней да бетона, мечется по улицам и переулкам, проползает в квартиры и мотает беззащитное человеческое сердце. И уже нет этому сердцу покоя ни днем, ни ночью, и только во сне видит он росные зори и прозрачные закаты. И мечтает душа человеческая о покое, как шахтер после смены о тарелке щей да куске черного хлебушка.
  • Мы с вами при добром деле состоим, а доброе дело радости просит, а не угрюмства. Злоба злобу плодит, это мы часто вспоминаем, а вот что от добра добро родится, это не очень. А ведь это и есть главное!
  • Работа, какая б ни была она, есть труд человеческий. А над трудом не смеются.
  • Песню, которую начал, надо допеть до конца.

Роман Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

Все книги Бориса Васильева

Библио-новости
«Кто сказку прочитал, тому, надеюсь, ясно, что лучше выбрать путь тяжелый и опасный, но долга своего не забывать»
395 лет со дня рождения французского писателя Шарля Перро (1628–1703)
Библио-новости
Неразгаданный писатель-шофёр – героический Гайто Газданов
Ко дню рождения писателя-эмигранта (1903–1971)
Библио-новости
Книги, о которых говорят. Юрий Никулин «Почти серьезно и … письма к маме»
Ко дню рождения народного артиста СССР Юрия Никулина (1921–1997)
Библио-новости
Профессионалы книжной отрасли обсудили детскую литературу в ТД «Библио-Глобус»
Круглый стол состоялся 26 января в Москве по инициативе «Клуба семейного чтения и детской книги» во главе с детским писателем и культурологом Юрием Нечипоренко, сообщили организаторы
Библио-новости
«Любить человека — значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог»
Ко дню рождения русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского (1821-1881)