Библио-новости

Объявлены лауреаты премии «Большая книга» 2022 года

Первое место присуждено новой книге Павла Басинского «Подлинная история Анны Карениной»

Объявлены лауреаты премии «Большая книга» 2022 года

8 декабря в Доме Пашкова прошла ежегодная церемония присуждения Национальной литературной премии «Большая книга». Трёх лауреатов XVII сезона выбрало жюри премии — Литературная академия, в которую традиционно вошли профессиональные литераторы, педагоги, деятели культуры, журналисты. Победителями этого года стали исключительно авторы биографических работ.

Первая премия — «Подлинная история Анны Карениной» Павла Басинского. «Меня всё время спрашивают, в каком жанре это написано? Жанр этой книги — это любовь к этому роману», — сказал победитель. Двенадцать лет назад в рамках «Большой книги» Павел Валерьевич одержал победу с романом «Лев Толстой: бегство из рая».

На втором месте оказалась книга Алексея Варламова. «Имя Розанова». При вручении награды Варламов скромно заметил: «Надо благодарить Василия Васильевича (Розанова), он прожил такую интересную жизнь».

Третья премия — «Парижские мальчики в сталинской Москве» Сергея Белякова.

У Павла Басинского, помимо «Подлинной истории Анны Карениной» вышли великолепные эмоциональные документальные романы «Лев Толстой: бегство из рая» (2010), «Святой против Льва: Иоанн Кронштадтский и Лев Толстой: история одной вражды» (2013), «Лев в тени Льва»: история любви и ненависти» (2014).

В чем их отличие от других книг, посвященных великим писателям и их произведениям? Основное качество текстов Басинского в том, что автор никогда и никому не навязывает своего мнения о чем или о ком-либо, хотя знает об исследуемом предмете настолько много, что вполне мог бы претендовать на высказывание истины в последней инстанции. Подталкивая читателя к размышлениям, он всегда предоставляет ему возможность самому делать выводы, часто отличающиеся от его собственных.

«Подлинная история Анны Карениной» Павлом Басинским писалась как бы сама собой – на презентации книги в «Библио-Глобусе» этот факт он отметил особо – без плана, без подготовки концепции, без выстраивания конструкций и схем – «Я выступаю в ней не столько как писатель, сколько как преданный читатель». Оказалось, что перечитывая роман раз за разом, писателя не покидало ощущение, что всякий раз это совершенно другой текст. Кстати, Басинский не одинок – «Анна Каренина» именно такое произведение, затягивающее навсегда, заставляющее возвращаться к прочтению через разные временны?е промежутки, которые у каждого свои.

Писателю захотелось раз и навсегда, хотя бы для понимания ситуации, зафиксировать героев, выразить свое отношение к ним и их поступкам. И поскольку Павел Валерьевич – читатель весьма квалифицированный, процесс завершился выходом из печати большого путеводителя по роману с заметками обо всем: история написания романа, обозначение прототипов героев, исследование черновых рукописей и многое другое, что точно заинтересует поклонников классика.

«Когда пишешь художественную книгу, – рассказывает Басинский, – герои сами диктуют автору, сколько им требуется места, какое они должны занимать пространство в ней, да и меняются они по собственному разумению. Вот и здесь: Алексей Александрович Каренин выбрал себе целых две главы, поскольку одной ему не хватило». Такая загадка… Ведь «Подлинная история…» – это не научное литературоведение, а очень личная, писательская книга. Первоначально у нее даже затейливый подзаголовок возник – «роман с романом», показавшийся затем Басинскому вычурным, потому как жанр книги определить достаточно сложно, но в названии он все-таки отражен – история, и все тут.

«Но это не история романа, а именно история Анны Карениной», – расставляет акценты автор. И снова парадокс: какая еще история, когда великий Толстой ее уже написал? Но когда у Льва Николаевича однажды попросили объяснить смысл его романа, он ответил примерно следующее: «Мне надо сесть и написать этот роман еще раз, до конца». Оказывается, как заметил ведущий российский литературовед, Толстой так интересно писал свой роман, что многие детали почти никем не замечаются, не высвечиваются до поры, но их обязательно надо искать, чтобы за скрытыми мотивами понять и осознать поступки героев.

У Толстого в «Анне Карениной» все время меняются ракурсы, точки восприятия действительности, создающие удивительную панорамную картину, поэтому роман очень кинематографичен, он, пожалуй, самый экранизируемый в истории кино. Причем, существует множество ключевых сцен, постановки которых не избежал ни один режиссер – сцена скачек, бал, эпизод встречи Вронского в метель, трагический финал… Но, по мнению Павла Басинского, «ни одна кинематографическая версия не может отразить всей сложности романа».

Это ведь не однополярная киношная love story, здесь все намного сложнее. Как, например, в кино можно показать истинное несчастье Алексея Каренина? Несчастье Анны вполне зримо и осязаемо, но Каренин имеет в жизни свои приоритеты – прежде всего, работа, карьера. И когда все годами выстроенное мироустройство начинает рушиться из-за измены жены, Каренин становится посмешищем в обществе.

У Толстого есть по этому поводу потрясающая метафора о понимании Каренина своего жалкого положения и сравнения себя с раненой собакой, которую стая готова растерзать. Как в кино возможно показать такую глубину страдания?

Читатели задают Павлу Басинскому вопрос о том, какую именно историю поведал нам Лев Толстой – историю любви или страсти? «У Толстого есть определение любви, которое может показаться очень простым, и многие с ним не согласятся, – отвечает писатель, – но оно глубокое, как все простые формулы Толстого. Он говорил, что любовь – это когда жизнь, чувства, страдания другого человека важнее, чем собственные». Как сложно разложить по полочкам чувство, которое, как правило, все называют светлым! Но даже Набоков, которого сложно заподозрить в морализаторстве, заметил в одной из лекций, что любовь Анны и Вронского – эгоистическая, разрушительная, а вот чувство Китти и Левина настоящее, исполненное «гармонии, чистоты, самоотверженности, нежности, правды и семейного согласия».

«Я отдаю себе отчет, что никакой подлинной истории Анны Карениной не существует, – пишет в предисловии к своей новой книге Павел Басинский, – Анн Карениных столько же, сколько читателей этого романа. Но я льщу себя надеждой, что моя книга поможет таким же, как я, фанатикам, подсевшим на этот роман, разобраться в своих личных Аннах».

Свою задачу писатель выполнил: томик «Анны Карениной» у нас в руках. Начинаем читать как в первый раз…

Лауреаты премии «Большая книга»-2022:

  1. Павел Басинский «Подлинная история Анны Карениной»
  2. Алексей Варламов «Имя Розанова»
  3. Сергей Беляков «Парижские мальчики в сталинской Москве»
Библио-новости
«Тихи в наш громкий век мои стихи»
Ко дню рождения русского поэта Степана Щипачева (1899–1980)
Библио-новости
Книги, о которых говорят. Иеромонах Иоанн (Гуайта) «Монах в карантине. Сорок дней паломничества с короной»
«Моя естественная среда обитания состоит из книг, икон и черепашек». (Иеромонах Иоанн)
Библио-новости
«Почему мы не живем в одной стране?». «Старина» Флобер и «москвич» Тургенев
Ко дню рождения французского писателя Гюстава Флобера (1821–1880)
Библио-новости
«Певец души народной»
Ко дню рождения русского советского поэта Михаила Исаковского (1900–1973)
Библио-новости
Лучшая книга журналиста-2022: Егор Серов «Как увлечь своего ребенка чтением книг»
19 января состоялась церемония награждения лауреатов ежегодного конкурса «Лучшая книга журналиста-2022»