Библио-новости

Иван Тургенев: «Я рад, что эта книга вышла; мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы»

Ко дню рождения И.С. Тургенева (1818 – 1883) и 170-летию выхода из печати книги «Записки охотника»

Иван Тургенев: «Я рад, что эта книга вышла; мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы»

«Какой артист Тургенев! Я читал «Записки охотника» с таким же наслаждением, с каким, бывало, рассматривал золотые работы Челлини».
(В.П.Боткин)

1846 год. Иван Тургенев в покое и праздности проводит лето в родовом имении Спасское-Лутовиново, почти ничего не пишет, отдавая почти все время охоте. Зато осенью, по возвращении в Петербург, писателя ждал сюрприз: в журнале «Современник», в преобразовании которого он принимал деятельное участие, произошли «кадровые изменения» – редакцию возглавили Николай Некрасов и Иван Панаев. Издатели обратились к Тургеневу с несколько необычной просьбой «наполнить отдел смеси в первом номере». «Смесь» появилась довольно быстро в виде рассказа «Хорь и Калиныч» с подзаголовком «Из записок охотника», предложенным Панаевым в качестве рекламного продвижения. Читательский успех уже первого рассказа показал необходимость продолжения серии, к тому же летние лутовиновские впечатления и наблюдения на этом не исчерпались, наоборот, их хватило на несколько лет работы – «кристаллизация замысла» привела к появлению книги, ознаменовавшую своим появлением новую эпоху в русской литературе.

В 1852 году цикл «Записки охотника» выходит отдельным изданием. Чиновник цензурного ведомства Владимир Львов поплатился за недосмотр, разрешив напечатать сборник – его тут же сняли с должности, а во избежание подобных промахов в дальнейшем выпустили распоряжение: «Так как статьи, которые первоначально не представляли ничего противного цензурным правилам, могут иногда получить в соединении и сближении направление предосудительное, то необходимо, чтобы цензура не иначе позволяла к печатанию подобные полные издания, как при рассмотрении их в целости». Личным вмешательством Николая I сборник запретили издавать и впоследствии.

Что же так смутило императора и чиновников? «Записки...», действительно, стали одним из самых первых произведений русской литературы, в котором сурово и без прикрас обозначилась неприглядность российского крепостничества. Собственно, и сам автор не скрывал, что «Записки охотника» стали выполнением его давней Ганнибаловой клятвы непримиримо бороться с явным врагом, которого он ненавидел с детства: «враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был — крепостное право». Мать будущего писателя Варвара Петровна имела во владении более 5000 душ, с которыми управлялась до того ловко, что женила, наказывала, ссылала на другое место жительства просто по дурному расположению духа. Удивительно то, что мальчик вовсе не воспринимал самоуправство матери и окружающих помещиков как должное – их выходки по отношению к зависимым от них людям вызывали у него отвращение и протест. Как заметил Иван Андреевич Гончаров, «Тургенев, создавший в "Записках охотника" ряд живых миниатюр крепостного быта, конечно, не дал бы литературе тонких, мягких, полных классической простоты и истинно реальной правды очерков мелкого барства, крестьянского люда и неподражаемых пейзажей русской природы, если б с детства не пропитался любовью к родной почве своих полей, лесов и не сохранил в душе образа страданий населяющего их люда!».

До Тургенева еще никому не удавалось так ярко и откровенно представить на суд читателей описание жизни простого люда, попираемого безжалостным и равнодушным барством. Родился ранее невиданный литературный герой – раб, крепостной крестьянин; и Тургенев так обозначил его появление, что последующие за ним авторы, делающие робкие попытки писать о «нуждах народных», всегда обращались к «Запискам охотника» как к тончайшему камертону, реагировавшему на малейшую ложь и ненужное приукрашивание действительности. Со дня выхода книги прошло совсем немного времени, и последующие вскоре исторические события показали огромное воздействие литературы на умы соотечественников. Существует легенда, что император-освободитель Александр II, подписавший 3 марта 1861 года Манифест об отмене крепостного права, просил передать Тургеневу лично, что появление «Записок охотника» стало одной из главных побудительных причин принятия закона об освобождении крестьянства. «Если бы я гордился подобными вещами, — делился с друзьями Тургенев, — я попросил бы только об одном, чтобы на моей могиле изобразили, что сделала моя книга для освобождения рабов».

Помимо общественно-политической закваски, «Записки охотника» раскрывают перед нами широчайшую картину русской жизни, обычных живых людей со своими характерами: практичный Хорь и лирически настроенный Калиныч, угрюмый и благородный Бирюк, богобоязненный Касьян с Красивой Мечи, прекрасный певец Яков – каждый из них по-своему индивидуален и одновременно отображает квинтэссенцию многих черт национального русского характера.

Сам Тургенев прекрасно осознавал значение «Записок охотника» и без ложной скромности заметил в одном из писем: «Я рад, что эта книга вышла; мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы».

Из книги И.С.Тургенева «Записки охотника»:

  • Странные дела случаются на свете: с иным человеком и долго живешь вместе, и в дружественных отношениях находишься, а ни разу не заговоришь с ним откровенно, от души; с другим же едва познакомиться успеешь — глядь, либо ты ему, либо он тебе, словно на исповеди, всю подноготную и проболтал.
  • Весной легко расставаться, весной и счастливых тянет вдаль…
  • Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед. Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет, — ему все равно.
  • У нас на Руси угрюмого от заспанного не отличишь.
  • Да оно всегда так бывает: кто сам мелко плавает, тот и задирает.
  • В людях, которых сильно и постоянно занимает одна мысль или одна страсть, заметно что-то общее, какое-то внешнее сходство в обращенье, как бы ни были, впрочем, различны их качества, способности, положение в свете и воспитание.
  • В литературе только талант и нужен.
  • Куда ни погляди — оригинал; всякий живой человек оригинал, да я-то в их число не попал!
  • Молодых людей должно в строгом повиновении держать, а то они, пожалуй, от всякой юбки с ума сходят. Ибо молодые люди глупы.
  • Ибо у нас уже так на Руси заведено: одному искусству человек предаваться не может – подавай ему все.
  • Хороша русская удаль, да немногим она к лицу.

Сочинения Ивана Сергеевича Тургенева и книги о писателе

Библио-новости
Смотрим фильм – читаем книгу. «Обретая родину, обретаешь нравственность; обретая нравственность, обретаешь судьбу». Алексей Иванов «Сердце пармы»
В самом начале октября в российский кинопрокат вышел фильм «Сердце пармы» – экранизация одноименного романа Алексея Иванова
Библио-новости
В «Библио-Глобусе» прошла презентация книги о Георгии Николаеве
В «Библио-Глобусе» состоялась презентация книги космонавта-испытателя Сергея Жукова о ректоре Московского высшего технического училища Георгии Николаеве — «Академик Г. А. Николаев. Среди людей живущий»
Библио-новости
Виктория Токарева: «Чтение – это пассивное творчество»
К 85-летию со дня рождения русской писательницы Виктории Токаревой (род.1937)
Библио-новости
Забытые имена. Ал. Алтаев
150 лет со дня рождения автора детских книг Маргариты Владимировны Ямщиковой (1872–1959)
Библио-новости
О создании «Клуба семейного чтения и детской книги» рассказали в «Библио-Глобусе»
24 ноября в «Библио-Глобусе» представили новый важный проект – «Клуб семейного чтения и детской книги»