«Он дал нам осмотреться в этом темном царстве»…
«Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь».
(Иван Гончаров)
«Русского Мольера» и «русского Шекспира» Александра Островского можно назвать первым и самым популярным среди всех российских драматургов — его пьесы до сих пор ставят в театрах, успешно перекладывают на язык кинематографа. А ведь еще в начале ХХ века литературный критик Ю. И. Айхенвальд поставил на сочинениях Островского жирный крест: «Все это поверхностно и специфично, и многое из этого уже ушло и уходит из жизни, даже и пресловутое самодурство, а с ним уходит и Островский. Он теряет смысл. Его пьесы обречены – совсем скоро их уже не будут ставить». Прогноз оказался неверным, одновременно и к счастью и к сожалению: пьесы прекрасны, но самодурство не изжито, просто перешло на другой уровень.
Луначарский назвал Островского «отцом русского театра»: сорок семь пьес написал драматург, и каждая из них доступна и понятна и читателю и зрителю, поскольку на сцену вышли не герои-рыцари, не царственные особы, а простые люди со своими нуждами, стремлениями и чаяниями.
Островскому было всего двадцать шесть, когда из-под его пера вышла зрелая классическая комедия «Свои люди — сочтемся». Поэт Николай Берг записал: «Вся интеллигенция Москвы заговорила об этой пьесе как о чем-то чрезвычайном. Сразу явилось мужественное произведение, совершилось нечто вроде чуда!».
Популярность стремительно росла: малотиражный журнал «Москвитянин», напечатавший пьесу «Свои люди – сочтёмся», увеличил число читателей вдвое; за неполные 20 лет пьесы Островского ставили 766 раз – и это только на казенных, государственных подмостках. Театры получали огромный доход, в отличие от самого драматурга, у которого была совершенно атрофирована коммерческая жилка: «На праздники иной раз не могу позволить купить семье конфектов и сладостей. Имея четверых детей, это непростительно. Некрасов несколько раз в глаза мне смеялся и называл бессребреником. Он говорил, что никто не продаёт своих произведений так дёшево, как я…». Свое первое постановочное произведение – пьесу «Не в свои сани — не садись», он и вовсе подарил труппе «Малого театра».
К тому же, зная крайнюю мягкотелость автора, издатели часто не считали нужным платить драматургу полагающиеся ему деньги, даже не информируя о постоянно допечатываемых тиражах – спрос на книги был большой и постоянный. Да и пьесы часто ставили, не получив «добро» от их создателя, полностью игнорируя его права.
Что поделаешь? Зато любовь читателей и зрителей была безграничной; Островского обожали и актеры, с которыми он частенько репетировал свои пьесы, помогая понять авторский замысел и характер персонажа.
«Другие искусства имеют школы, академии, высокое покровительство, меценатов… у русского драматического искусства один только я. Я — всё: и академия, и меценат, и защита. Кроме того, по своим врожденным способностям я стал во главе сценического искусства. Все актеры, без различия амплуа, пользовались моими советами и считали меня авторитетом», – писал драматург в «Автобиографической записке». Здесь нет ни грамма похвальбы или излишнего самолюбования – это чистая правда.
«Глубокое понимание русской жизни и великое умение изображать резко и живо самые существенные ее стороны» не было единственной стороной таланта великого драматурга. Когда Малый театр закрыли для проведения капитального ремонта, труппа его присоединилась к исполнителям Большого театра: артисты оперы, балета и драмы нуждались в пьесе, в которой они смогли бы участвовать все вместе. И родилась сказка «Снегурочка»!
Константин Сергеевич Станиславский отозвался о новаторстве Островского с восторгом: «Снегурочка» — сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики».
Из произведений и записок А.Н. Островского:
- Мужество воспитывается изо дня в день в упорном сопротивлении трудностям.
- Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной.
- Да разве кругом нас люди живут? Волки да овцы. Волки кушают овец, а овцы смиренно позволяют себя кушать.
- Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается.
- Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не саму пьесу: пьесу можно и прочесть.
- Песня — душа народа. Загубишь песню — убьёшь душу.
- Развращение нравов на двух концах: в невежестве и в излишестве образования; добрые нравы посередине.
- Трудно найти талант — поклонники всегда найдутся.
- Талант и сам по себе дорог, но в соединении с другими качествами: с умом, с сердечной добротой, с душевной чистотой, он представляется нам уже таким явлением, перед которым мы должны преклоняться.

Россияне заинтересовались книгами о коммунизме и социализме

«Анна Каренина» получит новую экранизацию — мини-сериал в необычном формате

Мировые писатели выступили против использования их произведений для обучение искусственного интеллекта
