«Чтение – это удовольствие не для всех. И даже не просто удовольствие – это работа»
Сергей Васильевич Лукьяненко. Мэтр отечественной фантастики, которую он сам называет «фантастикой жёсткого действия» или «фантастикой Пути». Ещё десять лет назад вошёл в рейтинг десяти лучших российских писателей наравне с Александром Кабаковым и Борисом Акуниным.
Находясь в самом нежном возрасте, Сергей прочёл «Туманность Андромеды» Ефремова и «Страну багровых туч» Стругацких, а немного позже открыл для себя одну нехитрую истину, что хорошей фантастики в мире не так уж много и начал писать «в стол», кое-что показывал друзьям. На рубеже 80-90-х годов вышли первые книги – и, как заметили вездесущие литературоведы, поиск собственного оригинального стиля занял некоторое время: в первых произведениях явственно ощущалось подражание Владиславу Крапивину и Роберту Хайнлайну.
Писатель – частый гость в «Библио-Глобусе», и каждая новая встреча собирает огромное количество читателей. Не поленитесь, загляните в сеть: помимо того, что слушать Лукьяненко необыкновенно интересно – он замечательный рассказчик, стоит обратить внимание на его почитателей. Очень интеллигентная молодежь, обожающая своего кумира, знающая о его книгах, наверное, все, но желающая знать ещё больше: вопросы всегда сыплются, как из рога изобилия.
Не было ещё ни одной встречи, на которой бы автору не задали сакраментального вопроса о том, откуда он берет сюжеты своих романов, как придумываются герои, их характеры и поступки. Лукьяненко объясняет процесс в подробностях: планами, где все расписано последовательно, он никогда не руководствуется; как правило, начало нового произведения выстраивается из какой-нибудь жизненной ситуации, вокруг которой выстраивается сюжет, но главное – картинка, которая возникает неожиданно, из ниоткуда, но служит основой для появления целого мира.
Читатели всегда спрашивают об экранизациях произведений Лукьяненко, для которых он обычно и сценарии пишет, – что для него ближе, роднее – книга или фильм, что он чувствует, когда говорят, что его книга лучше ее экранизации, – гордость или разочарование?
«Я считаю, что книгу невозможно перенести на экран «один в один», – рассказывает автор, – «У книги свои законы, поэтому при экранизации мы всегда что-то теряем, а что-то добавляем. И, если первоисточником является книга, фильм все равно не будет на нее похож. Книга лучше, поскольку она – в основе».
Читатели замечают, что все герои Лукьяненко склонны порассуждать о проблемах выбора, своём месте в мире, – эдакие философы. А сам писатель – придерживается ли взглядов своих героев, как относится к созданным им «сложным натурам»? Лукьяненко сознается, что писать просто «поток приключений» ему скучно, поэтому и в следующих книгах герои будут думать и рассуждать, а не только решительно действовать.
А что любит читать сам Сергей Васильевич, какой он читатель? Неудивительно, что Лукьяненко предпочитает «сегодняшнюю фантастику»: любит цикл Роберта Джексона Беннетта «Город мечей», «Город чудес», «Город лестниц» – весьма необычный мир даже для нашего «создателя миров»; сочинения Джаспера Ффорде, очень своеобразного автора-валлийца.
Просто обожает польскую фантастику, очень многое, начиная от Станислава Лема. Ярослав Гжендович – «читаешь, и вдруг угадываешь отголоски от Лема, Сапковского, Стругацких и от… Сергея Лукьяненко – с тенями и отголосками прочитанных книг от истинного любителя фантастики».
«Не фантастика» Сергея Васильевича не очень увлекает: наша проза, на его читательский взгляд, весьма депрессивна, не создаёт ничего радостного в душе.
Уважаемый Сергей Васильевич! Ваша проза как раз и обладает таким волшебным свойством - будит в нашем сердце что-то хорошее, часто очень глубоко там запрятанное и вытаскивает наружу, маленьким росточком – к солнышку. Творческих вам успехов, надеемся на появление все новых и новых книг на полках «Библио-Глобуса» – старейшего книжного магазина России!
Из книг Сергея Лукьяненко:
- Один человек — уже слишком много, чтобы изменить мир. Мир — уже слишком мал, чтобы оставить его в покое. Да и нет для живых безмятежности. Только морю и небу знаком покой.
- А ещё мне хочется — до дрожи в коленях, до кома в горле — того же, чем я был напичкан в детстве. Простоты и ясности мира.
- Нельзя смотреть на мир чужими глазами. И уж тем более нельзя решать за других, как им смотреть.
- Те, кто говорит, что телевизор смотреть не стоит, – дураки. Просто это надо делать раз в три-четыре месяца. Тогда глаз не замыливается.
- Жизнь она сложная, не черно-белая, а цветная и в крапинку. Есть, конечно, и такие, что злодеи до глубины души, а есть и праведники во всем. Но такие долго не живут. А большинство – оно разное.
- Не на всякую пьесу попадешь вовремя и не каждую досмотришь до конца. Что в театре, что в жизни… У каждого своя пьеса. Иногда удается посмотреть кусочек из чужой – но всегда только кусочек… Никогда не жалей о чужих недосмотренных пьесах. Пиши свою.
- Мы, читатели, народ слабый, податливый, верим легко, раскрыв рот
- Что ни говори, а литература может научить лишь одному – не соглашаться.
- Небо не для нас… Нам не дано летать… и все что мы можем — это постараться не падать…