Новости

«Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного»

135 лет со дня рождения русского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко (1888–1939)

«Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного»

«Значение Макаренко в том, что он более энергично и более страстно, чем многие из нас, пытался сделать мир более привлекательным местом для жизни».
(Дж.Боуэн)

Собственная педагогическая поэма девятнадцатилетнего учителя Антона Макаренко началась трагически. Гордый придуманным им экспериментом и ожидающий признания педагог расставил своих учеников в строй по ранжиру – в зависимости от полученных ими оценок. На последнем месте оказался мальчик вовсе не глупый, но часто пропускающий занятия из-за тяжелой болезни. После этого ребенок больше в школе не появлялся и через десять дней умер – об этом сообщил Макаренко убитый горем отец. Конечно же, не педагогический эксперимент повлек за собой смерть школьника, но осознание несправедливо причиненной бессмысленной обиды оставило отпечаток в судьбе будущего русского Песталоцци и повлияло на создание самой гуманной системы в воспитании детей.

1920 год. Две войны и две революции прогремели в России, оставив после себя горе и разруху – на улице оказались семь миллионов детей и подростков, единственным способом существования для многих из них оказалось попрошайничество и воровство. Молодые отпетые уголовники со стажем составили костяк колонии под Полтавой, куда получил назначение Антон Семенович Макаренко; досталось ему и обширное хозяйство из нескольких полуразрушенных строений плюс педагогический коллектив из трех учителей, двое из которых – хрупкие дамы. Великовозрастная шпана на педагогов смотрела, как на пустое место, продолжая вести привычный образ жизни с выходом на воровской промысел в соседние села, на «отдыхе» воспитанники играли в карты и попивали горячительное.

Новый начальник колонии в отчаяние не впал, хотя и поразился вначале отсутствию теоретического опыта в данной области педагогики: «Сколько книг, сколько бумаги, сколько славы! А в то же время пустое место, ничего нет, с одним хулиганом нельзя управиться, нет ни метода, ни инструмента, ни логики. Просто ничего нет». Порученное советской властью дело требовалось начинать с нуля, по наитию…

Методы воздействия на нестандартную аудиторию, описанные Макаренко в романе «Педагогическая поэма», вызывают настоящее восхищение: кто бы решился послать за деньгами для всей колонии матерого уголовника, да еще и доверить ему для самообороны собственный пистолет? Но ведь сработало – Семен Калабалин не только оправдал оказанное ему доверие, но и продолжил впоследствии дело своего учителя, воспитав несколько тысяч детдомовцев по всему Советскому Союзу. Да и вообще никто из воспитанников колонии имени Горького впоследствии не вернулся к прошлому.

Один-единственный принцип всегда применял Макаренко при работе с молодым поколением: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». И это работало! Созидательный труд, результаты которого видел каждый и сразу, не оставлял ни времени ни желания заниматься уголовными делами: «обязанности каждого колониста определялись в требовательных и нелегких выражениях, но все они были строго указаны в нашей конституции, и в колонии почти не оставалось места ни для какого своеволия, ни для каких припадков самодурства», – писал Макаренко в «Педагогической поэме».

Настоящий коммунистический оазис создавали своими руками колонисты коммуны имени Дзержинского, куда был вынужден перевестись Макаренко: самоокупаемое хозяйство, приносящее прибыль, высокотехнологичный завод по производству фотоаппаратов – из бывших уголовников вырастала настоящая пролетарская элита.

Огромную роль в жизни выдающегося русского педагога сыграл пролетарский писатель Максим Горький, который и предложил ему описать свой новаторский опыт, но не в методическом, а в художественном произведении. Когда «Педагогическую поэму» отказались печатать в издательствах, Горький помог разместить отдельные главы в литературных альманахах, а затем выпустил всю книгу под собственной редакцией с таким отзывом: «Это истинная педагогическая поэма, вдохновенная книга о переделке психики. Она как «Эмиль» Жан Жака Руссо – ступень в развитии науки о воспитании».

К сожалению, концепция воспитания нового человека Макаренко не нашла понимания «наверху», Сталин даже называл его труды «сказками», хотя «Педагогическую поэму» оценил по достоинству.

«Сказки» Макаренко были одобрены в 1988 году ЮНЕСКО – его имя включили в список величайших педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке.

Из сочинений Антона Семеновича Макаренко:

  • Настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего общества.
  • Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
  • Любовь – это самое великое чувство, которое творит чудеса, которое творит новых людей, создает величайшие человеческие ценности.
  • Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
  • Книги — это переплетенные люди.
  • Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного.
  • Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги.
  • Человек не может жить на свете, если у него впереди нет ничего радостного. Истинным стимулом человеческой деятельности является завтрашняя радость. В педагогической технике эта завтрашняя радость является одним из важнейших объектов работы.
  • Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.

Книги А.С. Макаренко

Библио-новости
«Певец души народной»
Ко дню рождения русского советского поэта Михаила Исаковского (1900–1973)
Библио-новости
«Я будущность свою измерил обширностью души своей»
Ко дню рождения русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841)
Библио-новости
Книги, о которых говорят. Захар Прилепин «Шолохов. Незаконный»
Это уже третье масштабное жизнеописание, созданное Захаром Прилепиным после биографий Леонида Леонова и Сергея Есенина
Библио-новости
«Бог меня простит – это его профессия»
225 лет со дня рождения немецкого поэта Генриха Гейне (1797–1856)
Библио-новости
«Стихи не пишутся, случаются…»
В книжном магазине «Библио-Глобус» состоялась презентация первого и единственного аудиосборника произведений Андрея Вознесенского
Библио-новости
Стивен Кинг потерял лидерство в рейтинге самых издаваемых авторов
Продажи его книг в 2023 году рухнули на 22%.