«Честь офицера – выше собственного благополучия, выше самой жизни». Борис Васильев «Офицеры»
Как не обходится ни один новогодний праздник без «Иронии судьбы», так и 23 февраля невозможно представить без знакового фильма «Офицеры» – известного наизусть каждой фразой, каждым кадром, но все равно мы переключаемся в указанное в ТВ-программе время на нужный канал и смотрим картину от начала до конца.
В основе фильма – повесть фронтовика Бориса Васильева, которую он написал в 1954 году, сначала получившая название «Танкисты». Борис Васильев прослужил в армии 13 лет, знал все тонкости военной профессии – добровольцем пошел на фронт, окончил Бронетанковую Академию. Все предки писателя были офицерами, прапрадед – генерал-лейтенант, герой Бородинского сражения, отец – кадровый офицер Русской императорской армии, впоследствии – Красной армии. Незадолго до его смерти Борис Васильев поинтересовался у отца, почему дворянин пошел за большевиками. На что тот ответил: «Я не за большевиками пошел, а за своими солдатами, которых не мог бросить в тяжелый момент».
В одном из интервью Борис Львович заметил: «Я знаю, что военные были совершенно отдельной кастой. Они понимали, что такое офицерская честь для русского офицера, что такое слово, данное офицером. Оно не берется назад никогда в жизни. Иначе тебе руки не подадут. Там был совершенно особый кодекс, который и я, и мои предки старались соблюдать».
Пьесу по этому произведению, посвященному смене поколений в династии кадровых военнослужащих, сразу же поставили в Театре Советской Армии. В декабре 1955 года, после двух пробных спектаклей, Главное политуправление СА постановку запретило. Без объяснения причин. Впоследствии Борис Васильев напишет в воспоминаниях: «А может быть, это-то и хорошо, что запретили без всякого объяснения? Если бы надавали замечаний, я бы растратил уйму времени, пьесу все равно бы угробили (в этом ведомстве своих мнений не меняют), а я бы привык доделывать да переделывать по указаниям, слухам, мнениям… Я слушаю только редакторов, устраняю их замечания или принимаю к сведению, но никогда ничего не переделываю во имя, так сказать, сиюминутного момента». Вслед за запретом спектакля по распоряжению «сверху» рассыпали и типографский набор пьесы для журнала «Театр».
Прошло пятнадцать лет. Борис Васильев по заказу Министерства обороны приступает к написанию сценария киноромана «Офицеры». Идейное напутствие министра обороны Андрея Гречко было таким: «Мне нужен фильм о жене офицера — в основе, и двое героев рядом» – рассказ о нелегкой судьбе жен кадровых офицеров. Бытует легенда, что крылатая фраза «Есть такая профессия — Родину защищать!» принадлежала тоже Андрею Антоновичу. Готовый сценарий включал две серии будущей картины; в первой главные герои получают тюремные сроки и сидят в сталинских лагерях, во второй «искупают свое антисоветское поведение» на войне. Последовало действие, почти под копирку повторяющее давнюю историю с повестью, правда, решено было не «запретить», а всего лишь исключить из фильма период «большого террора». Сценарий переделали без участия автора…
Тогда же Борис Васильев познакомился с поэтом Иваном Вараввой, кубанским казаком, ставшим прообразом главного героя картины – писатель наделил свой персонаж не только чертами характера настоящего Вараввы, но и использовал реальные факты из его жизни, например, историю, про «красные кавалерийские шаровары», врученные деду казака Тихону на Гражданской войне. Заминка вышла с исполнителем роли Ивана Вараввы Василием Лановым, который счел для себя предложенный ему образ нереалистичным: «Я не мог понять своего героя, — рассказывал Василий Семенович. — Он отважный, красивый и всю жизнь влюблен в одну женщину, но ситуация сложилась так, что на взаимность рассчитывать не приходится. Мне со всех сторон стали твердить: «Варавва — романтик, играй романтика!» И я согласился». Сегодня представить себе Ивана Варавву в исполнении другого актера просто невозможно! У фронтовика Георгия Юматова, сыгравшего, вернее, прожившего судьбу Алексея Трофимова, имелись на спине страшные следы ранений – именно их видит жена героя Люба, когда Алексей возвращается из Испании… Даже роль маленького Ванечки Трофимова, которого сыграл 11-месячный малыш-детдомовец Володя Селиванов, оказалась неким Божьим промыслом – у брошенного мальчика нашлась мать: у непутевой дамочки неожиданно проснулись материнские чувства после того, как она увидела и узнала сына на экране.
Съёмки фильма проходили в Москве, Ашхабаде, Тверской области и Севастополе; здание Министерства обороны «изобразил» главный вход химфака МГУ, переправу китайцев снимали под Рузой с участием настоящих китайцев из торгпредства Поднебесной, упорно, дубль за дублем, ныряющих в холодную речную воду.
Премьера «Офицеров» была приурочена к Дню Победы, и 9 апреля 1971 года готовый фильм представили худсовету киностудии, который принял его без малейших поправок. Но организационные злоключения на этом не закончились: картине присваивают третью прокатную категорию, т.е. из-за малого количества копий широкому зрителю она станет недоступной. Премьера состоялась летом в период отпусков и прошла без ажиотажа, в полупустом зале. В процесс сразу же вмешался Андрей Гречко, отправивший фильм для спецпросмотра к Леониду Ильичу Брежневу. Стоит ли говорить, что Генеральный секретарь, тоже бывший фронтовик, оценил картину по достоинству, тут же назначили и повторную премьеру в сентябре. В прокате фильм собрал более 53,4 миллионов зрителей и попал в первую десятку самых кассовых фильмов СССР. В том же году читателями журнала «Советский экран» картина «Офицеры» была названа фильмом года, а Василий Лановой – лучшим актером года.
Замечательная повесть Бориса Васильева и игра талантливых актеров не просто заставляли зрителей сопереживать сюжету: тысячи юношей после просмотра фильма связали свою жизнь с армией, даже конкурс в военные вузы увеличился в начале семидесятых в несколько раз. А десять лет назад в Москве, у здания Министерства Обороны на Фрунзенской набережной появилась скульптурная композиция – бравый Варавва, Люба и Алексей Трофимовы, и, конечно, курсант-суворовец и любитель бегемотов Ванечка. Хороший, добрый памятник. У Любы Трофимовой на коленях рядом с высеченными из камня астрами постоянно лежат свежие живые цветы…
Цитаты из книги «Офицеры»:
- — Ты не спрашивай, где мы были. Ты просто радуйся, что мы вернулись…
- — Вечная память им. Лесу в России не хватит, чтоб каждому крест поставить.
- Не знаешь ты их, Трофимовых этих, а я знаю. Нахлебаешься ты с ним горя, второй-то женой быть совсем невесело. — Отчего же — второй? — А оттого, что первая у них — армия.
- — Да орденов полная грудь, – сказал Трофимов. – У тебя тоже хватает, – смущенно напомнил Варавва. – Половина ее, – очень серьезно сказал Алексей Иванович, улыбнувшись жене".
- — Когда-то нас, жен офицеров, называли боевыми подругами, — продолжала разговор Любовь Андреевна. — Мы умели перевязать раненого, расседлать коня, набить пулеметную ленту. Конечно, сейчас другие времена, но суть осталась прежней.
- Жизнь нужно делать, а не ждать, пока она из тебя что-то там сама сделает.
- Даже отчаяние в России пока еще отчаянно веселое.
- — После победы я учительствовать пойду. Вот учитель — это настоящая профессия, товарищ командир эскадрона. — А я, представьте себе, всю жизнь гордился своим делом, — комэск вздохнул. — И отец мой им гордился, и дед. Другие знатностью гордились или богатством, а мы — профессией. — Что же это за профессия такая? — Родину защищать. Есть такая профессия, взводный: защищать свою родину.
- Промелькнули четыре года человеческих жизней, которые в гражданскую войну стоят дешевле патрона.
- Когда вы просите женщину вручить вам руку и сердце, вы внутренне даете самому себе слово чести, что всю жизнь будете служить ей щитом и опорой. Что в любых несчастьях, болезнях, горестях вы не покинете ее и никогда не предадите. Никогда.
- Офицер в России не попугай, в цвета не окрашен. Он украшен честью, и либо имеет ее, либо не имеет.
- Долг, честь, совесть, любовь – понятия бессрочные. Профессия «Родину защищать» – трудна и почетна, а люди, выбравшие ее, – бесстрашны и мужественны.