Книги-юбиляры 2023 года
С названием «Тени исчезают в полдень» у большинства граждан в первую очередь все же ассоциируется многосерийный фильм-сага, снятый в самом начале семидесятых режиссерами Валерием Усковым и Владимиром Краснопольским. Фильм замечательный, с великолепным видеорядом, яркими характерными героями, увлекательным запоминающимся действием.
История маленькой деревни Зеленый Дол, затерявшейся в глубине тайги, отразила в фильме судьбы нашей страны, строящей и отстаивающей свое будущее. Перед зрителем проходит год за годом широкая панорама жизни простого народа: от борьбы с колчаковцами до организации первых колхозов, от первых выборов в Верховный Совет до ухода молодых зеленодольцев на Великую Отечественную, до Дня Победы и послевоенного возрождения деревни... Даже читая роман, перед глазами все равно возникают образы главных героев в исполнении Петра Вельяминова (Захар Большаков), Нины Руслановой (Марья Воронова), Александры Завьяловой (Пистимея Морозова), Бориса Новикова (Илья Юргин, он же «Купи-продай).
Как правило, после просмотра понравившегося фильма у многих возникает вполне закономерное желание «ознакомиться с первоисточником», и зритель, становясь читателем романа, сразу же замечает, как сильно отличается книга от художественной ленты. Разница заметна, несмотря на то, что сюжетные линии во многом совпадают и характеры персонажей филигранно прорисованы в романе и узнаваемы в фильме.
Писатель Анатолий Степанович Иванов и сам вырос в деревне, поэтому описание крестьянского быта и будней сибирского Зеленого Дола дал очень достоверно, к тому же в книге нет ни одного проходного образа – герои все как один выразительны, со своей почти всегда нелегкой судьбой.
… В 1963 году Анатолий Иванов привез в Москву тысячестраничную рукопись под заголовком «Изуверы», которая после редакторской переработки получила оригинальное название «Тени исчезают в полдень». Но почему изуверы? Да, мы догадываемся, о ком идет речь, но ведь «светлых» персонажей в книге больше, и роли их не менее объемны и значительны. В романе очень подробно рассказывается о настоящей червоточине того времени – о сектантстве, о том, как ложное вероучение исподволь отравляло души людей, в особенности молодых и доверчивых деревенских ребят. Много черных эпизодов не вошло в фильм – тема сектантства в семидесятые была уже не столь актуальна. А вот в романе в подробностях описываются невероятные изуверские расправы и глумления над сельсоветчиками, самосожжение старообрядцев, суровая и отчасти безумная жизнь секты «Истинных православных христиан». В романе Пистимея Морозова – одна из ключевых фигур, вокруг которой творится настоящее вселенское зло, не имеющее границ.
Помимо всего прочего, Морозовы со своими сообщниками в романе – представители разветвленной организации, которая управляется из-за границы (!). Тот же Демьян Меньшиков, служивший охранником в концлагере во время войны, по ее окончании проходил обучение в школе иеговистских проповедников в Америке, и, естественно, начал работу в этом же направлении уже на родине. Все они – далеко не мелкие вредители, как в фильме, исподволь гадящие советской власти и ловко до поры до времени скрывающиеся от возмездия. Задача перед сектантами в романе поставлена глобальная – разрушение СССР: «Будем отравлять им жизнь помаленьку. Кто засмеется – будем тушить этот смех и заставлять плакать. Кто заплачет – надо постараться, чтоб зарыдал…».
Методика работы и вовлечения в сети чернокнижия была четко прописана. Стоило одной из героинь романа оступиться и лишиться поддержки окружающих, как ее тут же охватили вниманием сектанты, утешили, пригласили к себе, а дальше уже по накатанной: дали несведущей женщине переписывать запрещенный в СССР иеговистский журнал «Сторожевая Башня» – сорваться с крючка становилось очень сложно.
Повествовательную канву романа Анатолий Иванов выстроил так, что читатель постоянно переносится из настоящего времени действия начала 60-х в прошлое, поэтому и героев начинает узнавать постепенно, наблюдая, как серенький пожилой мужичонка в рваном треухе преобразуется в беспощадного белогвардейца, а богомольная старушка – в озлобленную бывшую наследницу богатейшего купеческого рода. К тому же каждый эпизод представлен читателю глазами разных персонажей, что оказывает огромное влияние на восприятие сюжета и частенько меняет отношение к героям.
Сегодня роман Анатолия Иванова, как ни странно, не устарел, хотя мотивы построения светлого будущего изрядно потускнели или же поменяли окраску. В любом случае, революционные события, «красные» и «белые», коллективизация, борьба за идеалы Советской власти – всего лишь фон к рассуждениям о вечном – о смысле жизни, любви и ненависти, силе и мужестве, правде и лжи.
Цитаты из романа Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень»:
- А ты вот возьми лопату, отковырни пласт земли, да попробуй разобраться, какой корешок к какой травке тянется, какие соки пьет. Так вот и в жизни: все перепутано, все перемешано.
- Как ты не мог понять тогда — любовь не продается, не покупается! И силой не возьмешь ее. Она даром отдается.
- Прожить бок о бок в одной деревне, да не задеть друг друга локтем — все равно что бежать по лесу, да не натолкнуться на ветку.
- Любовь не разбирает, урочный для неё час или неурочный.
- В свое время счастье мимо каждого проплывает, да не каждый к нему руки протягивает. А одумается, обернется — уже далече оно, не достать…
- Золотое сердце на серебро не купишь.
- Имя свое всяк знает, да в лицо себя не каждый помнит.
- Не было бы на свете дураков – и умные долго не прожили бы.
- Грех да позор – как дозор: хошь не хошь, а нести надо.
- У каждого человека, вероятно, есть что-то такое, плохое ли, хорошее ли, но принадлежащее только ему. И никогда не надо человека просить рассказывать об этом, потому что просьбы бесполезны. Человек расскажет сам, если захочет. А если нет, все это умрет вместе с ним.
- Людская жизнь – тайга тайгой, в иных местах еще гуще все сплетено-перепутано.
- Слезы человеческие всегда, видимо, чистые, прозрачные, как родниковая водичка, потому что на них расходуется то лучшее и светлое, что есть в человеке.
- Прожитое не вернётся, а в памяти не сотрётся.
- Нельзя одолеть неодолимое, как нельзя снять с неба солнце и погрузить землю во мрак.
- Добро человеческое — оно вечно помнится.
- Время тоже течет, как река, тоже перемалывает и выбрасывает на берег всякое гнилье и мусор. И воздух год от года становится свежее, а земля — чище…