Новости

«Дома новы, но предрассудки стары»

Ко дню рождения русского писателя Александра Грибоедова (1795–1829)

«Дома новы, но предрассудки стары»

Александр Сергеевич Грибоедов. Интересно, кем бы он был сегодня? Настоящий полиглот: уже в шесть лет свободно разговаривал на трех языках, немного позже присовокупил еще три «живых» плюс латынь и древнегреческий, на службе на Кавказе и в Персии овладел арабским, турецким, грузинским и персидским языками. В одиннадцать стал студентом Московского университета, через полтора года получил ученую степень кандидата словесности. В шестнадцать лет начал заниматься философией, готовясь к испытаниям на степень доктора прав и продолжил изучать в университете математику и естественные науки. Ну, что, еще недостаточно для удивления?

Подоспели события 1812 года, юный Александр Грибоедов вступает в Московский гусарский полк и целых четыре года исправно служит в чине корнета.

Вот так, если смотреть издалека, может показаться, что Грибоедову очень быстро наскучивало заниматься изо дня в день одним и тем же делом, хотя бы и «архиважным и архинужным»: вот он дипломат в Коллегии иностранных дел, вот секретарь при царском поверенном в делах в Персии, позже действительный член Вольного общества любителей российской словесности. В промежутках между государственными делами дерется на дуэли, учреждает масонскую ложу и пишет статьи, комедии, эпиграммы, переводит с французского современные пьесы. По воспоминаниям современников, Грибоедов был замечательным пианистом; благодаря всего двум вальсам (вальс ми минор и вальс ля бемоль мажор) стал популярным композитором.

Литературой Грибоедов занимался много и весьма охотно, но на пьедестал классика его вознесло одно-единственное произведение, отточенное, как алмаз и соединившее в себе лучшие достижения отечественной драматургии – бессмертная комедия «Горе от ума».

Писать ее Грибоедов начал находясь примерно в возрасте главного героя комедии – ему было чуть за двадцать; двигалось дело урывками – в общей сложности создавалась комедия целых восемь лет. Не подлежит сомнению, что образцом для подражания Грибоедов избрал классическую пьесу Мольера «Мизантроп», где главный герой Альцест также яростно, как Чацкий вступает в неравный бой с пороками общества, не находя понимания и поддержки окружающих.

Свои знания о нравах московского дворянства автор получал что называется из первых рук: наблюдал быт и образы светских гостиных, живя в древней столице весной и летом 1823 года. «В Москве всё не по мне, – праздность, роскошь, несопряжённые ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему. Прежде там любили музыку, нынче и она в пренебрежении: ни в ком нет любви к чему-нибудь изящному», – адресовал послание Александр Грибоедов своему другу.

В сохранившейся до наших дней известной московской усадьбе Барышникова на Чистых прудах, где Грибоедов впервые читал свое бессмертное произведение, в неприкосновенности остался и Круглый зал, который помнит его голос.

Впервые поставить «Горе от ума» попытались воспитанники Петербургского театрального училища на своей школьной сцене – сам автор пьесы приезжал на репетиции и помогал будущим актерам. Но перед самой премьерой военный губернатор граф Милорадович запретил постановку, пояснив что «не одобренную цензурой комедию нельзя позволить играть в театральном училище». «Ребяческое удовольствие слышать стихи мои в театре, желание им успеха заставили меня портить мое создание, сколько можно было», – сокрушался автор.

Комедия всячески перелицовывалась, но - удивительное дело – приобретала ещё большую живость и динамизм. Первая официальная театральная премьера прошла 2 декабря 1829 года в Большом театре в Петербурге. «В одной интермедии, — как было написано на афише, — будет играна сцена из комедии „Горе от ума“ в стихах, сочиненных А. С. Грибоедовым».

С выходом книги было гораздо сложнее. Что спектакль? Посмотрели и забыли, а круги от прочтения будут расходиться долгие годы, определяя и формируя общественное мнение о дворянстве, весьма далекое от общепринятого.

С огромными цензурными правками в альманахе «Русская Талия» за 1825 год напечатали часть первого и третье действие, что совсем не помешало распространению текста комедии в списках – почти сорок тысяч экземпляров, переписанных от руки, один из которых лицейский друг Пушкина Иван Пущин привез в Михайловское. «Его рукописная комедия произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами», – восторгался знаменитый тезка автора пьесы.

Без сокращений комедия «Горе от ума» вышла спустя 33 года после смерти Грибоедова, погибшего от рук религиозных фанатиков в Тегеране. Как-то очень быстро образы ее стали нарицательными, стихи — поговорками и крылатыми фразами; сбылось предсказание Пушкина о том, что «половина стихов должна войти в пословицу», а ценители творчества Грибоедова до сих пор с благодарностью вспоминают великие строки.

Крылатые фразы из «Горе от ума» занимают в русском языке и литературе первое место по их количеству на одно произведение. Со значительным отставанием в «группе лидеров» присутствуют: «Евгений Онегин» Пушкина, «Ревизор» и «Мёртвые души» Гоголя, «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова. И стоит ли удивляться такой живучести текста, написанного ровно двести лет тому назад – Фамусовы, Молчалины и Скалозубы до сих пор живее всех живых, образы их нисколько не померкли в истории, приобретя современный глянец. А вот Чацкого на подмостках жизни что-то не видно…

Случалось ли, чтоб вы смеясь? Или в печали?
Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?
Хоть не теперь, а в детстве, может быть.

Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.

Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Достань-ка календарь;
Читай не так, как пономарь,
А с чувством, с толком, с расстановкой.

Как станешь представлять
К крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..

В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.

Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных, а для иных чума.

Свежо предание, а верится с трудом,
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных.

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

Окроме честности, есть множество отрад:
Ругают здесь, а там благодарят.

Ей сна нет от французских книг,
А мне от русских больно спится.

Как с ранних пор привыкли верить мы
Что нам без немцев нет спасенья!

Дома новы, но предрассудки стары, порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары.

Согреют, оживят, мне отдохнуть дадут
Воспоминания о том, что невозвратно!

Сочинения А.С. Грибоедова и книги о писателе

Библио-новости
Неразгаданный писатель-шофёр – героический Гайто Газданов
Ко дню рождения писателя-эмигранта (1903–1971)
Библио-новости
Книги, о которых говорят. Александр Генис «Люди и праздники. Святцы культуры»
Александр Генис, родившийся в Рязани, выросший в Риге и в двадцать четыре года эмигрировавший в США, тем не менее, писатель глубоко русский, «в своих книгах упорно поднимающий литературу нон-фикшн до той вершины, где она становится просто литературой, отвоевывая себе особое место». Культура русской интеллигенции для Гениса – явление сакральное; чтение, по определению, – «частное, портативное, общедоступное, каждодневное счастье».
Библио-новости
Объявлены лауреаты IV сезона премии «Русский детектив»
Среди них — Александра Райт, автор романа «Лишние», который был признан открытием года
Библио-новости
Этой осенью состоится мировая премьера фильма «Призраки в Венеции»
На этот раз экранизируют малоизвестный роман Агаты Кристи «Вечеринка в Хеллоуин».
Библио-новости
«Чтение – это удовольствие не для всех. И даже не просто удовольствие – это работа»
Писателю-фантасту Сергею Лукьяненко – 55!
Библио-новости
«Кто знает — вечность или миг мне предстоит бродить по свету…»
Ко дню рождения поэта Беллы Ахмадулиной (1937–2010)