«Писать для детей — это надо находиться в особом состоянии души»
Инженер Московского приборостроительного завода Эдуард Успенский не очень любил приборы. Гораздо ближе его душе было сочинительство: юмористические стихи, фельетоны и куплеты для эстрадных исполнителей всегда удавались и смешили публику.
В 1966 году из-под пера писателя-самоучки появилась сказка «Крокодил Гена», критиками вовсе не одобренная: Чебурашку окрестили «безродным космополитом», а Успенского ругали за стихи. Маститый Борис Заходер аттестовал «Крокодила» легкой сказочкой, которая вряд ли принесет автору особую известность. Не тут-то было – дети просто влюбились в Гену и его друга Чебурашку, а после выхода мультфильма его персонажи тут же стали частью российской массовой культуры – ставились пьесы, выпускались игрушки и почтовые марки, позже в подмосковном Раменском даже открыли памятник Чебурашке, Гене, Шапокляк и шкодливой крыске-Лариске.
Творческая удача окрылила Успенского: вскоре рождается еще одна культовая книга для детей «Дядя Фёдор, пёс и кот» со странным для нынешнего времени сюжетом. Только подумайте: шестилетний мальчишка обиделся на родителей и ушел «на поселение» в деревню Простоквашино в сопровождении кота Матроскина и пса Шарика; приятели нашли клад, купили трактор и, как говорится, ни в чем нужды не испытывали. Дополнительный успех книге обеспечили суперпопулярные мультфильмы «Трое из Простоквашино», «Каникулы в Простоквашино» и «Зима в Простоквашино», которые, без сомнения, посмотрел каждый ребенок уже из трех зрительских поколений.
Интересна история появления запоминающихся сказочных образов, возникших вовсе не из воздуха. К примеру, крокодил Гена по характеру и манере поведения – друг Эдуарда Успенского композитор Ян Френкель, хулиганистая старуха Шапокляк списана с первой жены писателя, а отчасти – и с него самого. Домовитый и обстоятельный кот Матроскин один-в-один – Анатолий Тараскин, редактор киножурнала «Фитиль», умоливший Успенского не давать коту свою фамилию (сперва кот был Тараскиным), а потом весьма об этом пожалевший.
Эдуард Успенский не только писал книжки для детей, он стал одним из создателей передач «Спокойной ночи, малыши!», «АБВГДейка» и «Радионяня»; кстати, радиопрограмма «В нашу гавань заходили корабли», которую он вел, задумывалась тоже как детская. Позже Успенский вспоминал: «Нашу передачу мы начинали как передачу детских романтических песен. Но выяснилось, что дети этих романтических песен не знают, не очень воспринимают. А люди моего возраста и младше стали благодарить за эти песни».
Работая художественным руководителем творческого объединения «Экран», Успенский ездил по всей стране и выискивал талантливых мультипликаторов. Помните мультфильм «Пластилиновая ворона», которому в этом году исполнилось ровно сорок лет? Стихи, ставшие его основой, Успенский сочинил в подмосковной электричке – всего за полчаса езды. Мультфильм дал начало технике пластилиновой анимации, для съемок девятиминутного фильма ушло почти 800 килограммов разноцветного детского пластилина!
В 2010 году Эдуарду Николаевичу Успенскому присудили премию имени Корнея Чуковского, которая была учреждена специально для детских писателей – в основной номинации «За выдающиеся творческие достижения в отечественной детской литературе».
Из интервью и воспоминаний Эдуарда Успенского:
- У ребенка два родителя — папа с мамой и книги. Двое родителей и дедушка Корней Чуковский — вот главные воспитатели малолетних.
- Все родители знают, что у меня книжки с двойным дном и обязательно будет что-то смешное для взрослых.
- За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров. И, если ребёнок завален книгами, у него появляется воображение. А если он завален телевизорами, у него появляются шишки.
- Сети — очень хорошая и очень вредная штука. С чем бы даже сравнить… Это как мотоцикл на фоне велосипеда, понимаете? Вот все на велосипедах ездят, вдруг появился мотоцикл. Здорово? — Здорово! Опасно? — Опасно! И хорошо бы вернуться к велосипеду, а не хочется.
- Мне легко рассмешить российского ребенка, а вот американского сложнее. Я часто выступаю в наших школах. Дети спрашивают: «Сколько вам лет?» Я говорю: «Сто». «А почему вы так молодо выглядите?» Я говорю: «У меня холодильник есть горизонтальный, я в нем сплю и всю ночь не порчусь». Они смеются. А если американцам такое сказать, они решат, что я сумасшедший.
- — Почему вы начали писать именно для детей? — Когда я понял, что взрослых не изменишь. Они такие как есть. С детьми можно сделать что-то хорошее. Ведь писать для детей — это надо находиться в особом состоянии души.
- Крокодил Гена — это проповедь о том, что есть животные и они полноправные члены сообщества на Земле. Дядя Федор — проповедь «Давайте детям больше свободы".
- «Гарри Поттер» — книжка замечательная, многие дети вернулись к чтению. В этой книге есть то, о чем я говорил: уважение к дающему знания, уважение к родине, к семье, уважение к друзьям, к живому — все составляющие психического здоровья там имеются.
- Трудно стать писателем настоящим... Настоящие писатели, как автомат Калашникова: ни одной ошибочки в конструкции.
- Любой писатель — проповедник. И я проповедник, все свое проповедую — дружбу, товарищество, верность… Но я еще проповедую, что надо быть нестандартным, надо хулиганить.
- Почему дети любят Чебурашку? Потому что рядом с ним ребёнок себя чувствует сильным, потому что его надо защищать.
- Я за жизнь понял одно: с возрастом человек умнее не становится, скорее наоборот. И если он не ответил на ключевые вопросы в начале своего пути, то в финале уж точно не разберётся.