Книги, о которых говорят. Захар Прилепин «Шолохов. Незаконный»
«Первым своим романом Шолохов создал целый мир, куда вместил все, что увидел, достиг и постиг».
(Захар Прилепин)
Это уже третье масштабное жизнеописание, созданное Захаром Прилепиным после биографий Леонида Леонова и Сергея Есенина. В книге «Шолохов. Незаконный» творческий и жизненный путь создателя «Тихого Дона» разобран не эпизодически, а буквально по дням и неделям. На сегодняшний день биографий Шолохова изготовлено великое множество, но везде он – как-то сразу взрослый, о детстве и становлении будущего писателя обычно проходят «по верхам», а вот у Прилепина из тысячестраничной книги двести страниц посвящены детству и юности Шолохова. Зачем так подробно? Новая биография Шолохова – яркое послание Прилепина антишолоховедам – «чудовищу, у которого взамен отрубленной тут же растет новая голова. Гибнет одна концепция – тащат с бесстыжими глазами другую». Вы, конечно поняли, о чем идет речь. Давно подсчитано: у версий о шолоховском плагиате романа Тихий Дон» почти полсотни претендентов на возможное авторство, среди которых Алексей Толстой, Андрей Платонов и целый сонм писателей второго плана. Оригинальных рукописей, правда, ни у кого не обнаружили, зато в 1999 году нашли рукопись Шолохова, что привело к новой волне «поисков истины». Понятное дело: Шолохов переписал текст от руки, а оригинал сжег. Никак не мог 23-летний юноша создать такое эпическое произведение, не имея ни жизненного опыта, ни образования.
Прилепин, погрузившись в исследование детских лет будущего писателя, сделал совершенно однозначный вывод, что никаких сомнений в том, что роман о Григории Мелехове написан именно Шолоховым, нет – множество неоспоримых прямых и косвенных признаков-меток на это указывают. Вот, к примеру, братья Шамили, списанные с реальных Шамилей, живших в станице Каргинской через дорогу от дома Шолоховых; и курень казака Аникушки стоял по соседству, точно так же, как в романе. Или штабная жизнь Белой армии, которую Шолохов показывает в «Тихом Доне» как бы изнутри – на самом деле, штаб располагался в доме покойного деда писателя, слывущего одним из самых богатых купцов на Дону, а семейство Шолоховых в полном составе вынуждено было прислуживать офицерам. Пытливый ум подростка многое зафиксировал в памяти и перенес впоследствии на страницы романа.
Насчет образования – да, университета Шолохов не окончил, отучился один год в подготовительном классе 8-й Московской мужской гимназии, затем родители перевели его в гимназию города Богучара Воронежской губернии, завершить «среднее образование» пришлось в гимназии станицы Вёшенская. А вот Ивана Бунина педсовет исключил из гимназии за неявку из рождественского отпуска, почетный академик Алексей Максимович Горький выше училища не прыгнул, у Аркадия Гайдара тоже с высшим образованием не сложилось – только пехотные курсы Красной Армии. Такое было время, таланты учились больше у жизни. Зато все как один современники Шолохова отмечали богатейшую шолоховскую библиотеку в Вешенской: «Ни одной молчаливой, застывшей полки. Каждая из книг побывала в его руках, начинена закладками, пометками. Прочитана, продумана, оценена…». Это и были настоящие учителя.
Насчет юного возраста – Шолохов тоже не являлся исключением, ранний творческий взлет, скорее, типичен для талантливых литераторов его поколения. Юрий Олеша в 25 лет написал «Три Толстяка», Фадеев в 22 года заканчивает «Разлив», Всеволод Иванов в этом же возрасте публикует свои первые рассказы. А какова была юность Шолохова даже безотносительно писательства? В 14 лет он осознал весь ужас Гражданской войны, когда мужики, недавно мирно пахавшие землю на одном поле, рубят друг друга на куски, а добрые матери и старухи могут камнями и мотыгами забить насмерть пленного. В 17 уже вершил людские судьбы, служа продинспектором, в 19 являлся известным московским литератором. Когда Шолохову не было еще и тридцати, он стал настоящим народным заступником, шли и ехали к нему отовсюду, считая самым мудрым и самым родным. «”Тихий Дон”, говорят, в 20 и 25 лет – не пишут. А вот так – как он – живут, когда тебе 18, 25, 29?», – задается вопросом Прилепин, – «первым своим романом Шолохов создал целый мир, куда поместил все семейные тайны, все душевные открытия, все, что увидел, достиг и постиг».
Великие Сервантес, Рабле, Дефо, Толкин, Сэлинджер, по сути, знамениты всего одним произведением, все остальное, ими написанное, несоразмерно по художественной значимости романам «Дон Кихот», «Гаргантюа и Пантагрюэль», «Робинзон Крузо», «Властелин колец» и «Над пропастью во ржи». Как это объяснить, да и надо ли? Неужели никто из них так и не смог написать что-нибудь, столь же увлекательное? Сэлинджер, вероятно, когда воевал в Европе, выкрал рукопись у одного из погибших товарищей, а Дефо, никогда не живший на необитаемом острове, обменял рукопись у какого-нибудь старого моряка на бутылку рома. Настоящий абсурд, ни одному зарубежному исследователю и в голову не придет заниматься подобными изысканиями. А вот случай с Шолоховым – особенный, современники-литературоведы, или как их иногда называют «шолоховоеды», решили, что надо, обязательно надо собрать все версии про кражу чужого романа и, наконец-то, уличить писателя в плагиате. Ну, так пусть стараются и дальше. Бумага, даже электронная, все стерпит.
…В 1965 году Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Единственный советский писатель, получивший эту высочайшую награду с согласия руководства СССР. Все средства массовой информации отметили, что русский писатель не поклонился королю Швеции Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. Говорят, что Михаил Александрович предпринял этот демарш намеренно, со словами «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом – пожалуйста, а перед королём не буду и всё…».