Анна Сапрыкина: «Возрождая христианские традиции, мы возвращаем исходные смыслы». Презентация книги «Материнские заметки»
13 декабря состоялась презентация «Материнских заметок» в известном московском книжном магазине «Библио-Глобус».
О книге: «Материнские заметки» — размышления о том, как сегодня можно построить христианскую семью, об отношениях между детьми и родителями, о том, как многовековые традиции православной культуры могут вполне органично «жить» в современном доме. Большая часть «заметок» — практический опыт организации домашних занятий с детьми разных возрастов, проведения церковных праздников в семье. Будущие родители, молодые папы и мамы, родители «со стажем», преподаватели основ православной культуры и воскресных школ смогут найти в этих статьях интересные и полезные идеи для собственного педагогического творчества.
Вот как Анна охарактеризовала свою книгу:
— Я занимаюсь теорией и историей семейного образования. Вот и пытаюсь совместить теорию с практикой: именно об этих попытках, а не о результатах, я пишу свои «материнские заметки».
То, что пишу я — не рецепты. С одной стороны, я сама люблю, когда есть рецепты и пошаговая инструкция, а с другой — не люблю, когда навязываются какие-то вещи. Поэтому сама стараюсь предлагать в первую очередь идеи, впечатления. Надеюсь, то, чем я занимаюсь, имеет практический смысл и пользу. Здорово встречать такие отклики: «Мы делаем, как вы, только совсем по-другому». Такой результат больше всего радует: я показала идею, а люди смогли что-то сделать по-своему, не по-моему.
Вообще, в своей книге я стараюсь рассказать не только о том, как мы делаем что-то в своей семье, но и показываю, как в других семьях придумывают что-то интересное, важное, нужное.
Одна из больших тем, которую я рассматриваю, — это семья как образовательное пространство. Речь не о семейном образовании в противовес школьному. Всё гораздо глобальнее и шире. Изучаю, как родители могут стать учителями своих детей, чтобы, помимо других ролей, у мамы и папы была ещё и роль учителя. Принципиально, чтобы эта роль возникла, когда дети маленькие, когда они привыкают, что родители с ними чем-то занимаются. Как раз хорошо, удобно и правильно (хотя это слово не люблю, но в данном случае оно подходит) заниматься с детьми чем-то вокруг Закона Божия. Уверена, что это — обязанность родителей. Не стоит ждать, когда дети пойдут в воскресную школу, и там их научат. Многие взрослые почему-то считают: ребёнок не воспримет родителя как учителя. Разумеется, так и будет, если родитель приходит к 15-летнему подростку и начинает его учить. А если мама усаживает 5-летнего малыша, занимается с ним, то роль учителя станет естественной. Тогда уже и подросток будет воспринимать родителей не только как людей, которые дают или не дают карманные деньги, лишают wi-fi и совершают подобные страшные вещи, но ещё и как людей, которые могут чему-то учить.
Мы можем учить детей многому, например, православной культуре, Священному Писанию. Можем заниматься этим даже в том случае, когда сами ни в зуб ногой. Допустим, мы не очень разбираемся в Библии, в том, что такое литургия, кто такие святые. Но если мы начинаем заниматься со своими детьми, то мы оказываемся просто вынуждены искать информацию, читать книги. Тем самым мы одновременно учим и самих себя, и своих детей. Встречала такое мнение родителей: я не разбираюсь в религии, но хочу, чтобы ребёнок вырос православным, поэтому отдам его в воскресную школу — пусть его там учат. По-моему, эта позиция ошибочна: да, ребёнок пойдёт в школу, его там чему-то научат, но у него в одно ухо влетит, а в другое вылетит. Научить мы сможем только тогда, когда всё пространство нашей семьи будет этим пронизано.
С использование материалов: http://www.pravoslavie.ru