Торговый Дом Библио-Глобус

Интернет магазин Наши магазины Поставщикам О компании

КНИГИ
Акции
Лидеры продаж
Скоро в продаже
Антиквариат и коллекционирование
Литературное обозрение
СОБЫТИЯ
График мероприятий
Клубы
Наши гости
Новости культуры
УСЛУГИ
Услуги
Личный кабинет
Клубная карта (дисконтная карта)
Подарочная карта
Кабинет юридического лица
VIP-обслуживание
ПАРТНЕРЫ
Гильдия книжников
Фонд «История Отечества»
КОМПАНИЯ
Вакансии
Наш дайджест
Пресс-служба
СМИ о нас
Карта магазина
Ваше мнение



Благодарность
Президента РФ

Внесен в Российскую
«Книгу рекордов и достижений»

Посмотреть все награды >>


ИНФО-БГ

Архив событий:

... ...

    

  16 ноября
«Наше с вами оружие – это письменная традиция»

«Наше с вами оружие – это письменная традиция»

Когда читаешь умные слова других, в голову приходят собственные умные мысли.
М. Лашков



После продолжительного перерыва мы продолжаем знакомить наших читателей с издателями. И сегодня у нас интереснейший разговор о выпуске учебных, научных и научно-популярных книг с главным редактором издательства «Академический проект» Антониной Аншуковой.


– Антонина Александровна, какова социокультурная цель издательской деятельности «Академического проекта»?

– В первые времена издательского дела основной девиз был таков: «Иди за мной, мой читатель, и ты откроешь новые миры». А сейчас это совсем не так. Мы как издательство одной из своих задач видим в первую очередь помощь преподавателям, прежде всего учителю как человеку интеллигентному по своему внутреннему самоопределению, целеполаганию в жизни. Хочется оказать поддержку еще не слишком опытным педагогам и тем, кто использует информацию в своей работе. Мы ратуем за то, чтобы их знания зиждились на крепком фундаменте, а не на обрывках переписанных сведений, изложенных в сомнительной форме в виде тысячи книг. Перепечатанные в сотнях вариаций – мнения, предположения, домыслы или просто выдернутые из контекста факты. Форма раздута до предела, суть потеряна – читателям сложно извлечь необходимые данные из таких книг.

Это ведь вообще проблема общая для постмодерна. Ученые прошлого поколения накопили колоссальные по своей глубине знания, мы должны использовать эти сокровища, нельзя упускать их из виду. Особо это касается преподавателей, учителей и всех тех, за кем идут следующие поколения, воспринимая их мнения, знания как истину в последней инстанции.

Для того чтобы выстроилась полная картина мира, необходимо, чтобы она имела крепкие корни, и уже из этого вырастет здоровое деревце с зелеными листиками, а там и плоды пойдут. Но если корни хилые, а уж тем более отравленные, дерево нежизнеспособно. Все мы об этом знаем. Сейчас так много преподавателей, которые не опираются на фундаментальные труды в своей деятельности, а берут за основу унифицированные сведения, попросту пользуются информацией чуть ли не из Википедии. Да-да, сейчас это сплошь и рядом распространено!

– Скажите, когда возникло Ваше издательство?

– Возникло оно в 1997 году на базе крупной книготорговой фирмы под названием «Академия-Центр», работающей в то время со всеми научными издательствами. Ведь на то время пришелся бум книгоиздания, и все кому не лень создавали свои компании, чтобы напечатать то, о чем давно мечтали. Но выжить на рынке, имея в арсенале 10–15 книг, было невозможно, и все они одна за другой разорялись. С 2000 года фирма начала собственную издательскую деятельность с учебной литературы. Так появилась междисциплинарная серия «Гаудеамус», в которой было издано более 1000 наименований учебников и учебных пособий. Мы работали с авторами не только Москвы и Санкт-Петербурга, но и практически со всей России, пытаясь сделать пространство дисциплины единым. Мы находили огромное количество ярких, интересных авторов, которых бы никто и никогда не напечатал.

Ведь вузы страны сами могли распоряжаться своими деньгами, и они закупали у нас часть тиража. В то время можно было много экспериментировать, пробовать, искать новые подходы. Потом мы почувствовали, что в стране нарастают проблемы с учебной литературой. И мы с нашим генеральным директором Александром Леонидовичем Карташевым решили предложить вузовским библиотекам системные серии научной литературы. Сначала это была философия, потом психология, социология, геополитика, культурология, и вот, наконец, года три назад мы занялись историей. Обстоятельства современной жизни заставляют более ответственно относиться к сохранению и интерпретации истории России.

На данный момент в издательстве около 40 серий, системно охватывающих каждую дисциплину. Каждая серия идет строго по порядку. Особенное внимание уделяется нами русской культурной традиции. Мы стараемся показать три базовые волны русской гуманитарной мысли: конец XIX – начало XX века, первые двадцать лет. Вторая волна – классика советской науки, приблизительно 50–60 годы XX века. И наконец, работы современных российских ученых.

Этот подход нам удалось осуществить на примере русской философской традиции: серии «Русская философия» и «Современная русская философия», культура: серии «Технологии культуры», «Теории кино», «Теории театра», психология: серии «Психологические технологии», «Мы и наши дети», «Сказкотерапия».

Обратившись к истории как дисциплине, мы начали издавать книги по теории истории, далее – труды классиков исторической мысли, а затем перешли к истории России. Первой книгой стал труд Бориса Александровича Рыбакова, выдающегося историка, археолога, а также знатока культуры древней и средневековой Руси, – «Язычество древних славян». Затем мы перешли к серии «Эпохи», освещающей взаимовлияние человека и его времени, где человек – ключевая фигура. Он меняет эпоху, и эпоха меняется вместе с ним. Речь идет в первую очередь о вождях, царях и тех, кто был рядом с ними.

Сейчас, например, мы формируем книгу об уникальном человеке – Федоре Григорьевиче Солнцеве – специалисте по художественной археологии, художнике, архитекторе, историке, авторе издания «Древности Российского государства», создателе знаменитого «русского стиля». В середине XIX века так называемый высокий стиль был перенесен в повседневную жизнь. Мы сейчас можем наслаждаться памятниками культуры той эпохи, созданными в русском стиле. Причем это касалось всего – от предметов обихода до интерьера. Таким же образом создается мозаичная картина разных эпох русской истории.

Серия «История России» включает в себя подсерии «Древняя Русь», «Московская Русь», «Империя» и «ХХ век». Само оформление каждой подсерии отражает визуальный образ эпохи, мироздание ее. Поэтому в основании оформления закладываются базовые архитектурные образы: «Древняя Русь» - трехглавый храм, «Московская Русь» - зубцы Московского Кремля, «Империя» - обрис классицистического здания (Большой театр, Биржа), и наконец, ХХ век – сталинские высотки.

Хочу подчеркнуть, что, мы пытаемся показать историю как единый поток, колос, а не как обрывки событий. Каждая книга о том или ином историческом периоде – это зерна, содержащиеся внутри колоса. И конечно, эти книги очень нуждаются в том, чтобы представать перед читателями на полках серийно. ТД «Библио-Глобус» для нас одна из базовых площадок.

В ноябрe в нашем издательстве вышла довольно необычная книга С.Г. Кара-Мурзы «Ленин: алгоритм революции и образ будущего», которая представляет В.И. Ленина как философа революции. Советской эпохе будут посвящены книги Беловинского Л.В. «Повседневная жизнь человека советской эпохи», Емельянова «Сталин: путь к вершине», «Сталин: на вершине власти», Троцкий «Миф и личность». В начале осени нами завершено издание семитомника Василия Никитича Татищева, российского историка, экономиста, географа, государственного деятеля и автора первого наиболее цельного (капитального) труда по русской истории под названием «История Российская». (К слову, он является основателем города Ставрополя.) Это, пожалуй, единственный труд по истории Российского государства, сохранившийся в первоначальном виде. Его не успели переписать, переиначить, повырезать «неправильные» главы.

В общем, итог таков: во всех сферах жизни на данный момент мы остро нуждаемся в едином информационном пространстве. Наше издательство многое делает для его создания.



– Антонина Александровна, расскажите, пожалуйста, о главных проблемах издательств.

– Сегодня для издателя главная проблема – проблема представления книг в магазинах, в том числе в Торговом Доме «БИБЛИО-ГЛОБУС». Хочется расширить ассортимент поставляемой продукции. Наша литература является базой для интеллигентного человека, желающего получить глубокие знания в той или иной сфере. Мы работаем по принципу: «Сначала база – система, потом всё остальное будет нанизываться на каркас». Сейчас такое время, что многие издатели следуют за вкусом публики, а вкуса у публики всё меньше и меньше, не по их вине даже. Это общая тенденция, все мы продукты своего времени.

Очень сложно добиться права выпустить ту или иную книгу, непросто и приобрести их, поэтому мы не можем напечатать все те издания, которые хотели бы. Для нас это очень дорого. Проблема выкупа прав очень остра. Даже, я бы сказала, отдельная тема для разговора.

– Как сегодня можно решить эту проблему?

– Наше с вами оружие – это письменная традиция. Мы – это книжные магазины, библиотеки, но прежде всего издатели. Все те, кто является носителем письменной традиции, а также ее передатчиком. Надо с ее помощью транслировать информацию без искажений и помех. И сделать это можно только с помощью печатного слова. Но это должны быть не отдельно изданные произведения, а система. Ведь если читатель приобретает знания хаотично, он не сможет в нужный момент правильно воспользоваться необходимыми данными. Имеется в виду, всё должно быть четко и структурировано. Если представить, что сведения в голове человека хранятся на полочках, то следует предположить, что лучше всего, когда все находится на своих местах, а сами полки чистые и прибранные.

«Академический проект» выпускает книги по определенной системе по каждой дисциплине. Для каждой серии у нас очень жесткие критерии. Мы издаем базовые, самые яркие, самые мощные тексты классики, преимущественно русской, потому что наша культурная традиция отличается от западной прежде всего методологией.

Начали мы с философии, по духу она нам ближе всего. Родилась серия «Русская философия», куда входит классическая философия, философия постмодерна, философия двадцатого века, неклассическая и так далее и тому подобное… Все серии представлены на нашем сайте. Но серия развивается, эволюционирует. Есть у нас серия серий – «Философские технологии». Сразу же поясню, почему «технологии»: «технология» от греческого слова «технос» как «метод», «методология», а не как «технология». Мы пытаемся возродить начальные значения слов. Это тоже важно. Специалистам нужно иметь четкий методологический аппарат, чтобы опираться на него во время дискуссий и решения каких-то профессиональных вопросов. Если ты филолог, ты имеешь весь аппарат – лингвистический, культурологический, чтобы применить его на практике. Или антрополог, историк – не важно… Конечно, гораздо ярче это выражено в технических сферах, именно поэтому он гораздо сохраннее там, чем в гуманитарных науках, по понятным причинам. К примеру, возьмем закон Ома или Ньютона, его можно знать, а можно не знать, но полностью отрицать не получится. А вот в гуманитарной области переврать и отрицать можно все что угодно, сказав: «А я так считаю. Это мое мнение». Понятия, определения размыты – в результате получается страшная вещь: люди единой гуманитарной дисциплины, говоря об одном и том же, не могут друг друга понять и прийти к консенсусу. И спорят, и спорят, в этих дискуссиях истина уже не рождается, она погибает. Поэтому первая и основная задача издателя – воссоздать «язык», который бы понимали все, возродить понятийную базу, дать единый контекст. Вторая задача – это, конечно, то, о чем мы говорили ранее, – помощь преподавателю. Обе задачи тесно связаны.

Все мы являемся свидетелями, так сказать, модернизации во многих сферах жизни, в том числе в образовании. В результате получается на деле, что преподаватели делают что угодно, но только не непосредственно то, для чего они призваны в связи с их профессиональным долгом. Любой учитель сегодня расскажет, что занимаются они много и долго имитацией деятельности: строят планы, графики, справки оформляют в вышестоящие органы, а кто занимается детьми и их воспитанием, неясно. Получается, что нет ответственных за воспитание, зато есть ответственные за отчет такой, сякой… Выстроенная система в образовании просто вынуждает подтасовывать данные, а иначе работать преподавателем не сможешь, – более того, от этого зависит оплата труда. То есть, по сути, мы сталкиваемся с тем, что функция учителя угасает. И что произойдет в итоге? Неверная цель ведет к распаду как таковому. Если, например, человек мало двигается – мышцы атрофируются. В системе образования может произойти то же самое…

Кроме того, в современной школе произошел не просто разрыв преемственности знаний, произошел разрыв связи «учитель – ученик». Школа отказалась от роли воспитателя. Преподаватели не занимаются этим, они готовят учеников к ЕГЭ, оказывают образовательные услуги. Формальный подход налицо. Нам необходима реанимация образования.

Мы с вами можем дать людям инструментарий. Мы скажем: «Ты должен взять вот эти 100 книг, прочитать их, и тебе станет легче…» Если без шуток, это и будет тем самым фундаментом, без которого интеллигентный человек существовать не может, а тем более преподавать.

– А как заставить студента читать?!

– В советское время студенты писали конспекты, обдумывая прочитанное и вычленяя основное. Ведь что такое книга? Это же не просто набор фактов. Хотя сейчас и такие есть, формирующие то самое клиповое мышление. Не образное, коим во все времена славились русские люди, а обрывистое, сообщающее информацию о форме, а не о сути. Соответственно, нам надо заново вовлечь человека в мыслительный процесс. А как ни странно, делая конспект, человек учится мыслить, информация откладывается в подсознании, создается ее образ, и как результат он усваивает мысль и в итоге учится методологии мышления. Образуется структура, система познания. К примеру, мы берем набор книг по дисциплинам, он утверждается на уровне государства, и поставляем в каждую научную и учебную библиотеку. Есть у вас специализация: психолог или филолог – не важно какая, для вас есть 500 книг, необходимых к прочтению. И вы не должны их покупать, они всегда будут вас ждать в фондах. Это как раз и поможет выработать единый подход, методологию, общий инструментарий, понятный и доступный любому представителю той или иной специальности. Это единственная схема, а главное – реалистичная, по которой можно восстановить умение мыслить. Наш девиз таков: «Пишем конспекты, господа!»

– Расскажите о деятельности издательства в интернет-пространстве.

– Мы запускаем портал. Это площадка для всех заинтересованных лиц, в него входит уже давно прекрасно функционирующий интернет-магазин, система продвижения в социальных сетях, а также элеткронная библиотека. Хотим сделать небольшой дискуссионный круг, чтобы специалисты разных дисциплин могли спорить, находить консенсус на его базе. Учиться слушать, а главное – слышать друг друга, стремиться к единству в понимании. Споры должны рождать истину. А также для того, чтобы на деле опробовать четкий терминологический аппарат, увязать всё в систему – понятийную, терминологическую, событийную и так далее.

– Антонина Александровна, пожалуйста, расскажите про книгу, выпущенную Вашим издательством, – «Галактика Гутенберга» Маршалла Маклюэна, социолога, литературоведа, культуролога, а также известного представителя техницизма в философии культуры. Ведь ее главная идея буквально перевернула все книжное сообщество несколько лет назад.

– Маршалл Маклюэн – ключевой автор для издательства. Дело в том, что есть писатели, которые оцениваются неправильно. Маклюэн как раз из таких, он пытался осмыслить переход от постиндустриальной эпохи.

Сделаем небольшое отступление, вернемся в прошлое и посмотрим на рабовладельческий строй. Чем должен был владеть человек, чтобы жить прекрасно? Человеческой жизнью, рабами. При феодализме была необходима земля как капитал. Плавно перешли к капитализму. Что нужно иметь капиталисту? Ответ простой – капитал и средства производства. При такой схеме люди вынуждены идти к нему работать. А что же нужно в постиндустриальном обществе, где информация правит балом? Нужно владеть этой информацией. И главное, сделать так, чтобы у других ее не было. А дальше можно заворачивать все это в разные упаковки и продавать людям. Поэтому-то и появилась «Галактика Гутенберга» как своеобразный анализ эпохи человека печатной культуры. Издание содержит прекрасный справочный аппарат и переведена блестящим молодым социологом-переводчиком Ириной Тюриной.

И напоследок открою небольшую тайну читателям: в этой же серии «Теории общества» готовится к выпуску книга Питирима Сорокина и Толкотты Парсонса – главы школы структурного функционализма, американского социолога-теоретика, одного из создателей современной теоретической социологии.





2018 OOO Торговый Дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»

телефон: 8(495) 781-1900;
e-mail: mail@biblio-globus.ru

Адрес: Мясницкая ул., д. 6/3, стр. 1.
Проезд до станций метро: "Лубянка",
"Кузнецкий мост", "Китай-город".

карта проезда

Часы работы:

Будни: 9.00 - 22.00
Суббота: 10.00 - 21.00
Воскресенье: 10.00 - 21.00
Без перерыва.

карта магазина
Справки о наличии книг:
8(495) 781-1900

Интернет-магазин:
www.bgshop.ru
Прием заказов на курьерскую доставку и самовывоз
С 10.00-19.00
телефон Call-центра интернет-магазина:
(495) 781-19-12