Торговый Дом Библио-Глобус

Интернет магазин Наши магазины Поставщикам О компании

КНИГИ
Акции
Лидеры продаж
Скоро в продаже
Антиквариат и коллекционирование
Литературное обозрение
СОБЫТИЯ
График мероприятий
Клубы
Наши гости
Новости культуры
УСЛУГИ
Услуги
Личный кабинет
Клубная карта (дисконтная карта)
Подарочная карта
Кабинет юридического лица
VIP-обслуживание
ПАРТНЕРЫ
Гильдия книжников
Фонд «История Отечества»
КОМПАНИЯ
Вакансии
Наш дайджест
Пресс-служба
СМИ о нас
Карта магазина
Ваше мнение



Благодарность
Президента РФ

Внесен в Российскую
«Книгу рекордов и достижений»

Посмотреть все награды >>


ИНФО-БГ

Архив событий:

... ...

    

  27 июля
Современной детской литературе не хватает поддержки

Современной детской литературе не хватает поддержки

«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени
и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
Фрэнсис Бэкон



В этом году известному детскому издательству «Малыш» исполняется 60 лет. 60 лет кропотливой и важной работы по формированию читателя нашей страны. Как складывался путь детского издательства, правда ли, что современной детской литературы не существует? Об этом мы поговорили с Ольгой Муравьевой, директором департамента детской литературы издательства АСТ («Малыш», «Аванта»).



– Ольга Альбертовна, какую первую книгу выпустило издательство «Малыш» в 1957 году? Была ли она представлена в магазине «Книжный мир», нам ведь тоже 60 лет?

– В начале 1950-х, когда послевоенная экономика понемногу восстановилась, всерьез занялись изделиями для детей. Активнее заработали прежние фабрики, открывались новые. Естественно, было решено взять под контроль всю детскую печатную продукцию помимо издательств. С этой целью на четырех фабриках появились ответственные редакторы, чтобы следить за тематикой, текстами и качеством оформления. А издания уже тогда были довольно разнообразны – всевозможные настольные игры, ширмы, календари, кубики… Чуть позже на тех же фабриках начали выпускать брошюры, в основном книжки-картинки.

Работали редакторы поначалу прямо на фабриках, но в 1952 году их объединили в общую редакцию под названием «РОСГИЗМЕСТПРОМ». В 1957 году организация перешла в подчинение Госкомитету по печати (Госкомиздату), обрела статус издательства и получила название «Детский мир». От этого года и принято отсчитывать основную историю «Малыша».

Одна из старейших сотрудников – Екатерина Георгиевна Карганова рассказала нам об этом. Так что первыми изданиями «Малыша» были настольно-печатные игры и кубики, книги появились лишь через несколько лет.

Теперь уже никто не сможет сказать, какие книги издательство выпустило первыми. Однако можно с гордостью отметить, что, например, такие классики детской литературы, как писатель В.Ю. Драгунский и художник В.А. Чижиков, свою первую книгу «Тайна детской коляски» выпустили в издательстве «Малыш». Новых авторов и иллюстраторов, ставших потом классиками, в истории издательства было много.


Детские книги в советские времена были дефицитом. Несмотря на огромные по нынешним временам тиражи от 50 000 до 2 000 000 экземпляров, редкие книги добирались до прилавков магазинов и были доступны покупателям. Ими, как любым дефицитом, торговали из-под полы, их давали на макулатурные талоны... Книги «Малыша», как и «Детской литературы» (это были два узкоспециализированных издательства), было почти невозможно купить. Наверняка и в «Книжном мире» издания «распространяли» среди своих. Хорошо, что и «Малыш», и «Книжный мир» удивительным образом уцелели и сегодня могут поздравить друг друга с 60-летием.

– Как происходит отбор рукописей для дальнейшего издания?

– Критерии, предъявляемые редактором к произведениям для детей, не меняются уже много лет. Не мы их придумывали, не нам и нарушать. Задача состоит лишь в том, чтобы передать необходимые навыки, опыт, знания следующим поколениям редакторов.

Расцвет издательства, как правило, происходит, когда появляются яркие редакторы, которые могут разглядеть в людях, работающих в области искусства, литературный дар и привлечь к писательскому труду, а затем популяризировать их произведения, а также приобщить к созданию книг для детей авторов достаточно известных, но прежде для детей не писавших.

Каждое новое поколение талантливых редакторов выращивает талантливое поколение писателей.

– Как издательство «Малыш» воспитывает патриотизм в подрастающем поколении?

– В этом году вместе с Общероссийским общественным гражданско-патриотическим движением «Бессмертный полк России» мы издали несколько книг в серии «Детям о войне»: сборник «Стихи и рассказы о войне» и «От Москвы до Берлина» С.П. Алексеева. Книги попали в школьные библиотеки, были отдельно отмечены Министерством образования. Тиражи не успели доехать до издательского склада, как были проданы – их пришлось срочно допечатывать.

Издательство не ставит задачу воспитать патриотов, а предлагает читателю книги самого высокого качества. Но неоспоримо то, что книги помогают формированию просто хороших людей, знающих и понимающих историю своей страны, с уважением относящихся к поколению дедов и прадедов.

Сборники стихов М. Лермонтова, С. Есенина из серии «Мировая классика для детей» или «Четвертая высота» Е. Ильиной, изданная в серии «Самые лучшие девочки», и многие другие книги «Малыша» – это произведения, питающие такое естественное, присущее человеку чувство, как патриотизм.

– Чего сегодня, на Ваш взгляд, не хватает детской литературе?

– Пишущих сегодня много, но большинство прочитанных произведений редакторы называют «мертворожденными», придуманными. Казалось бы, жизнь изменилась и принесла в мир литературы новые идеи, темы, но разработать эти темы и поговорить по душам на одном языке с поколением ХХI века редко у кого получается. Это в большей степени касается произведений для подростков.

Среди писателей, пишущих для маленьких, часты вторичные, неяркие произведения. Бывают счастливые исключения (Г. Дядина, Д. Бурачевская, М. Рупасова, А. Орлова и другие), но их подстерегает другая беда.

Новым именам, достойным больших тиражей, пробиться к читателю невероятно трудно. Родитель малыша часто консервативен или неискушен, ему трудно определить, хороший автор перед ним или нет. Куда проще сделать выбор в пользу проверенного Чуковского, чем вникать в творчество Галины Дядиной. Издателям, интернет-продвижению, пиару и рекламе, СМИ нужно работать изо всех сил, чтобы помочь таланту. Однако для большинства из перечисленных это неинтересно.

Поддержки! Современной детской литературе не хватает поддержки.

– Какие жанры сегодня наиболее популярны у маленьких читателей?

– В раннем детстве – все стихотворные жанры (от малых фольклорных форм до поэм типа «Дяди Степы»).

Чуть позже – всевозможные сказки, народные и авторские.

Все большее место на полках завоевывают комиксы.

Маленьких читателей сопровождают развлекающие, обучающие, самые разнообразные так называемые активити.

К 4–5 годам малыш уже в состоянии усваивать большие, сложные формы: сказочные повести, рассказы, истории про животных…

Одним словом, ничего здесь не изменилось, кроме, пожалуй, того, что дети стали сообразительнее, быстрее взрослеют.

– Использует ли издательство современные технологии в формировании у детей интереса к чтению?

– Не создав необходимую культурную среду, невозможно удерживать и тем более расширять читательскую аудиторию. Для создания культурной среды издательство привлекает библиотеки, культурные центры, общественные организации, музеи, зоопарки, просветительские проекты. Мы работаем с блогерами-книжниками, с самыми разнообразными интернет-ресурсами, в своих социальных сетях рассказываем о новинках, авторах, художниках, новых идеях… Ежедневный информационный поток, сваливающийся на головы людей, огромен. К сожалению, гуманитарные позитивные новости не всегда могут зацепить внимание.

– Каким образом можно привить ребенку любовь к чтению? Нужно ли родителям ограничивать читательские пристрастия ребенка?

– Во-первых, необходимо работать со взрослыми: родителями, библиотекарями, воспитателями, учителями... Книга и все, что вокруг нее, должны вызывать интерес у взрослых. Кроме того, нужно напоминать аудитории как можно чаще, что книга – доступный культурный объект, который даст возможность получить ребенку качественное образование.

Родители смогут заинтересовать ребенка и личным примером. Дети, которые видят читающих родителей, тянутся к книге сами.

Литературу должны популяризировать и прославлять известные, успешные люди, руководство страны. Реклама книги и ее пользы должны стать объектами социальной значимости.

Наш президент подписал указ, объявляющий «Десятилетие детства», которое начнется в 2018 году. Надеюсь, внимание руководства страны коснется и книги, и чтения.

Ограничивать читательские пристрастия не нужно никогда.

– В чем, по Вашему мнению, секрет популярности классиков детской отечественной литературы?

– Потребительский консерватизм – главный секрет. Для многих родителей своеобразным знаком качества литературного произведения для детей является «старый», хорошо известный с детства автор: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, С. Михалков, Н. Носов, Э. Успенский, Г. Остер и другие общепризнанные писатели. Взрослые предлагают детям «проверенные» книги, делятся с ними частичкой своего собственного детства.

Другой секрет – скромное число на рынке детской литературы новых значительных имен. Настоящая литература подменяется произведениями низкого художественного уровня.

На книжном рынке редко можно встретить качественную повесть или рассказы о животных, почти исчезла авторская сказка, психологическая подростковая повесть, лирическая повесть.

– Какие книги были Вашими любимыми в детстве?

– Самые любимые книги обычно быстро лишаются обложек. У меня много таких зачитанных, «уставших», как говорят библиофилы, книг. «Сказки» Чуковского с иллюстрациями Конашевича, Васнецова, Каневского, Сутеева, «Мороженое» Маршака с гениальными рисунками Лебедева и «Сказки» Андерсена с иллюстрациями Конашевича – все в моих каляках-маляках (буквы и слова разобрать теперь не могу) и затертых страницах. А еще «Стихи для детей» Николая Алексеевича Некрасова в синей обложке с рисунком девочки на ней. Фамилию художника не помню, а вот предисловие К. Чуковского перечитывала (странное дело!) много раз. Не знаю, чем завораживали меня стихи Некрасова?! Ведь они были серьезного содержания, например «Железная дорога» или «Крестьянские дети»… «Путешествие Гулливера» Джонатана Свифта с черно-белыми иллюстрациями Жана Гранвиля зачитана до дыр. Каждый раз читала и пыталась спасти Гулливера сначала от лилипутов, потом от великанов…

– Какие три детские книги издательства «Малыш» полезно прочитать любому взрослому?

– Из последних книг – «Дети и эти. Котлеты от жадности» Григория Остера. Это самые новые истории, четвертая книга из цикла «Дети и эти». В ней читатель вновь встретится с удивительными детьми, которые между играми во дворе успевают воспитывать своих далеко не идеальных родителей.




«Внучек Ваня» Любови Федоровны Воронковой – переиздание книги 1976 года в серии «Лучшие книги «Малыша». Светлые, чистые увлекательные короткие истории про мальчика Ваню, которому еще совсем мало лет, но он уже смелый, справедливый и очень добрый человек, которому интересно все на свете. Настоящая качественная художественная проза на все времена.




«Стихи для детей» Роберта Рождественского. Это цикл из 28 стихотворений, главный герой которых Алешка – внук поэта. Как говорил поэт: «…внук думал много, хмурился и улыбался своим мыслям», однако выразить их, конечно, еще не умел, не мог. Вот тогда-то Роберт Иванович и решил помочь ему. Он написал стихи от имени внука. Любому взрослому полезно будет узнать, каким стал мир, увиденный глазами ребенка.






2018 OOO Торговый Дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»

телефон: 8(495) 781-1900;
e-mail: mail@biblio-globus.ru

Адрес: Мясницкая ул., д. 6/3, стр. 1.
Проезд до станций метро: "Лубянка",
"Кузнецкий мост", "Китай-город".

карта проезда

Часы работы:

Будни: 9.00 - 22.00
Суббота: 10.00 - 21.00
Воскресенье: 10.00 - 21.00
Без перерыва.

карта магазина
Справки о наличии книг:
8(495) 781-1900

Интернет-магазин:
www.bgshop.ru
Прием заказов на курьерскую доставку и самовывоз
С 10.00-19.00
телефон Call-центра интернет-магазина:
(495) 781-19-12