Одиссея Рафаэля Сабатини
29 апреля 1875 года родился выдающийся романист Рафаэль Сабатини.
Он был человеком непростой судьбы. Взлеты и падения, горе и счастье следовали за ним по пятам, и, если говорить о том, что за жизнь он прожил, с уверенностью можно ответить: неординарную.
Рафаэль Сабатини родился в итальянском городе Ези в семье оперных певцов. Так как родителям было сложно заниматься ребенком – они вели активную гастрольную деятельность, – мальчика отправили в Лондон, в бабушке. Впоследствии он обучался в Португалии и в Швейцарии. Такая географическая история и врожденная способность к языкам позволила юному Рафаэлю в совершенстве овладеть не только итальянским и английским, но также французским, немецким и португальским языками.
Знание языков очень помогло ему впоследствии: он дважды работал переводчиком; сначала, чтобы заработать денег, потом, уже став известным литератором – по необходимости.
Но гораздо больше пользы английский и французский языки принесли писателю в его творческой деятельности. Все романы Сабатини – на английском языке. Потому что, по его мнению, именно на английском написаны лучшие рассказы – и отступать от этого убеждения романист не намеревался.
Рафаэль Сабатини взбирался на вершины читательского Олимпа больше четверти века, но не отступал от своей цели и призвания, и роман
«Рыцарь таверны» получил заслуженный успех у читателей. А после публикации романа «Скарамуш», повествующем о событиях Великой Французской Революции, имя писателя прогремело на весь мир.
При этом Сабатини оказался очень продуктивным автором. Он писал неустанно, ежедневно, настойчиво и упорно. У него выходило по одному роману в год, и каждый из них был высоко оценен публикой и критиками.
Но настоящая – вечная – слава и признание пришло после публикации знаменитой
«Одиссеи капитана Блада».
Что же такого необыкновенного в этом персонаже? Почему спустя столько лет он все еще остается одним из любимых героев читателей, почему так легко возвел своего автора на пьедестал мастеров приключенческого романа, наравне с Вальтером Скоттом и Даниэлем Дефо?
Дело в том, что тема пиратства уже некоторое время волновала сердца людей. Известный пират Генри Морган – славная фигура, романтизированная и интригующая, притягивала к себе внимание. Рафаэль Сабатини очень внимательно изучил не только историю Генри Моргана, но и историю пиратства в целом, и, работал над романом, опираясь в том числе на книгу
Александра Оливье Эксквемелина «Американские пираты», вышедшую в 1678 году. Этот трактат о пиратах был очень популярен, переведен на несколько языков, и досконально раскрывал быт на кораблях, иерархию, способ раздела добычи, а также повествовал о наиболее ярких событиях «пиратской жизни».
Придумав образ Питера Блада – пирата-джентльмена, врача по образованию, Сабатини внимательно ознакомился с трудом Эксквемелина и с биографией Генри Моргана. В этом успех секрета «Одиссеи…» – она абсолютно достоверна как исторически, так и психологически. Более того, пираты показаны как люди, не понаслышке знакомые с дисциплиной и словом чести. Дисциплина соблюдалась на кораблях неукоснительно, а добыча делилась строго по справедливости. Провинившихся жестоко карали. Обратная сторона пиратства была описана
Робертом Льюисом Стивенсоном в «Острове сокровищ», где пираты показаны распутными пьяницами.
Кстати, именно это далеко от реальности – на большинстве пиратских кораблей царил «сухой закон».
Так что Сабатини не то чтобы романтизирует пиратство – просто показывает читателю, что эти жестокие, кровожадные и опасные люди жили по своим законам. И жили намного лучше, чем многие на суше. Оттого и было столько случаев побега к пиратам.
Питер Блад стал пиратом вынужденно: оказавшись рабом на плантациях, он искал способ вернуть себе свободу, а его смелое честное сердце не могло смириться с несправедливостью, окружавшей его. Известен его девиз
Praemonitus Praemunitus, что в переводе с латыни означает «предупрежден – вооружен». Ум, образованность и природный дар управленца сделал из врача Блада опасного капитана пиратов, чье слово было нерушимо.
Помимо «Одиссеи…» есть так же «Хроники капитана Блада» и
«Удачи капитана Блада», имевшие сравнительно меньшую популярность. «Одиссею…» много раз экранизировали, причем дважды фильмы становились классикой немого кино, правда один из них в настоящее время утерян.
Однако, несмотря на писательский успех, личная жизнь Сабатини была вовсе не радужной. Его жизненный путь только подтверждает тезис, что успех в творчестве и мировая слава не гарантируют личного счастья. Хотя бы потому, что в автокатастрофе он потерял единственного сына. Гибель Рафаэля-Анджело подкосила писателя, в скором времени он развелся с женой и надолго погрузился в депрессию. Впрочем, на творчество это не повлияло: он продолжал писать.
Прошло время, Сабатини приобрел домик в Уэльсе, и собирался до конца жизни заниматься творчеством и любимой рыбалкой. Но судьба повернулась так, что он женился снова. И второй его сын так же трагически погиб: в день, когда он получил значок летчика BBC, он разбился на параплане на глазах у родителей. Больше детей у Сабатини не было.
Во время Второй мировой войны его здоровье ухудшилось, писать он стал меньше. Последний роман «Игрок» увидел свет в 1949 году, в 1950 вышел последний сборник рассказов.
Вместе с женой каждый год он отправлялся в Швейцарию, в городок Адельбоден, кататься на лыжах. Несмотря на тяжелое состояние, туда же он отправился и зимой 1950 года, и там же умер. По распоряжению его жены он был похоронен в милой его сердцу Швейцарии, а на его могиле выбита надпись – первые строки знакового романа «Скарамуш»:
«Он появился на свет с обостренным чувством смешного и врожденным ощущением того, что мир безумен».