Торговый Дом Библио-Глобус

Интернет магазин Наши магазины Поставщикам О компании

КНИГИ
Книги
Акции
Лидеры продаж
Скоро в продаже
Антиквариат и коллекционирование
Литературное обозрение
СОБЫТИЯ
График мероприятий
Литературная гостиная им. И.Д. Сытина
Наши гости
Новости культуры
УСЛУГИ
Активация клубной (дисконтной) карты new
Услуги
Личный кабинет
Клубная (дисконтная) карта
Подарочная карта
Кабинет юридического лица
Персональное и корпоративное обслуживание
ПАРТНЕРЫ
Гильдия книжников
Фонд «История Отечества»
КОМПАНИЯ
Вакансии
Наш дайджест
Пресс-служба
СМИ о нас
Карта магазина
Ваше мнение



Благодарность
Президента РФ

Внесен в Российскую
«Книгу рекордов и достижений»

Посмотреть все награды >>


Литературный календарь

Архив событий:

... ...

    

  23 февраля
Ария da capo

Ария da capo*

«Мне было бы досадно, милорд, если бы я доставлял людям только удовольствие.
Моя цель — делать их лучшими».
Г.Ф.Гендель




23 февраля мир празднует день рождения великого композитора Георга Фридриха Генделя. Две страны оспаривают право считаться его родиной – на немецкой земле он родился, но в полной мере талант его раскрылся в Англии. Он был подданным принца Георга I Ганноверского и остался ему верен впоследствии, когда Георг I стал новым королем Британии.

Его талант раскрылся в глубоком детстве. Широкая публика привыкла считать Моцарта бесспорным вундеркиндом, истории о том, как юный музыкант уже в пять лет играл на клавесине, у всех на слуху. Однако немногим известно, как Гендель уже в четыре года учился сочинять музыку и самостоятельно, без учителя, освоил игру на клавесине. В восемь лет он уже умел играть на четырех музыкальных инструментах, а в одиннадцать стал органистом в церкви.

По слухам, его отец настолько не желал видеть сына музыкантом (проча ему юридическую карьеру), что не только запрещал иметь дома музыкальные инструменты, но также и навещать дома, где играет музыка. Конечно, все случилось вопреки воле отца. Талант музыканта заметил и высоко оценил герцог Иоганн Адольф I, и отцу Георга Фридриха, мечтавшего о юридической карьере сына, пришлось навсегда распрощаться с мечтой.

Генделя впереди ждал несомненный успех. Научившись многому у своего первого учителя Цахау, он шел вперед, нарушая законы и традиции музыкального общества того времени. Гендель одним из первых стал разбавлять немецкие либретто итальянскими словами, а вскоре и вовсе перешел на итальянский язык в своих операх. Он постиг искусство итальянской оперы так умело, что вскоре на голову превзошел итальянских композиторов. Его музыкальное наследие разнообразно и поражает воображение: здесь и опера во всех ее проявлениях, и хоровая музыка, и камерные вокальные концерты, и сборники инструментальных пьес для клавесина, органа, оркестра…

Гендель не просто сочинял музыку – он сам был музыкой. Биографы вспоминают его как человека крупного, большого, похожего на медведя, с совсем не изящными толстыми пальцами, и вместе с тем он создавал музыку, которую с восторгом исполнял бы и ангельский хор. А до этого было недалеко: знаменитую арию «Алиллуйя» из оперы «Мессия» по приказу Георга II стали исполнять в англиканской церкви. И слушать ее надлежало стоя, как при молитве.

Огромное влияние на творчество Генделя оказала литература английского Просвещения. Здесь и Джонатан Свифт с его «Путешествием Гулливера», и Джон Мильтон («Потерянный рай»), и размышления Джона Драйдена «О драматической поэзии», в котором поэт обсуждал творчество Шекспира и его современников с точки зрения аристотелевского учения о трех единствах**: Гендель впитывал их идеи и мнения, словно губка, и они находили отражение в его операх. Гендель поднял с колен английский оперный театр, и до конца жизни был верен единственному, чему было отдано его сердце – свободному искусству. Музыке.

Ближе всего Гендель сошелся с Иоганном Маттезоном. Певец и музыкальный теоретик, Маттезон не только был долгое время другом и партнером Генделя и исполнял ведущие партии в его операх, но также стал первым автором его биографии. История сохранила забавные случаи из их совместной биографии. К примеру, однажды во время оперы Маттезона «Клеопатра», где Гендель играл в оркестре, между ними развязался настоящий фехтовальный поединок из-за совершенного пустяка. Уберегло от беды чудо – шпага Генделя сломалась о пуговицу Маттезона. Известно так же, что композитор Дитрих Букстехуде в свое время предлагал обоим музыкантам занять его место на посту органиста в Мариенкирхе*** путем женитьбы на его дочери, но от обоих получил отказ.

Последние годы Генделя прошли в темноте: из-за ошибки врача-шарлатана он потерял зрение и девять лет существовал практически без музыки. Перед этим он перенес тяжелую болезнь, в следствие которой у него почти отказала правая рука. Перед смертью музыкант произнес: «Я знаю, мой Спаситель жив…» -- слова из его оперы «Мессия», исполнение которой он слушал накануне смерти. Эти слова – вместе с нотами – выгравированы на надгробии композитора. Он похоронен в Вестминстерском аббатстве, наравне с выдающимися деятелями Англии.

К большому сожалению, биографию Генделя авторства Маттезона в наше время найти практически нереально. Но существует так же биография авторства Л. Кириллиной в серии «ЖЗЛ»«Гендель».

Если вам еще не доводилось сталкиваться с неиссякаемым музыкальным наследием Генделя, то автор этой статьи советовал бы начать знакомство с Кончерти-Гросси, прелестной оркестровой музыки, которая наполняет душу возвышенной радостью и стремлением к лучшему. Ведь, по признанию самого композитора, он желал бы не развлекать людей, но просвещать.

Примечания:

*Ария da capo – ария с хором, визитная карточка опер Генделя, новая разновидность сольного пения, изобретенная им.

** Три единства – основная жанровая характеристика классицизма: единство времени, места и пространства.

***Мариенкирхе – она же церковь Святой Марии в Любеке, известна своим «Органом Пляски Смерти», украшенным фреской работы Бернта Нотке, на котором играли Букстенхуде и (вероятно) Иоганн Себастьян Бах. Церковь была почти полностью уничтожена при пожаре 1942 года, в настоящий момент восстановлена.




Свифт Д. Путешествие Гулливера


Мильтон Дж. Потерянный рай


Кириллина Л.В. Гендель



2019 OOO Торговый Дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»

телефон: 8(495) 781-1900;
e-mail: mail@biblio-globus.ru

Адрес: Мясницкая ул., д. 6/3, стр. 1.
Проезд до станций метро: "Лубянка",
"Кузнецкий мост", "Китай-город".

карта проезда

Часы работы:

Будни: 9.00 - 22.00
Суббота: 10.00 - 21.00
Воскресенье: 10.00 - 21.00
Без перерыва.

карта магазина
Справки о наличии книг:
8(495) 781-1900

Интернет-магазин:
www.bgshop.ru