Торговый Дом Библио-Глобус

Интернет магазин Наши магазины Поставщикам О компании

КНИГИ
Каталог
Акции
Лидеры продаж
Скоро в продаже
Антиквариат и коллекционирование
Литературное обозрение
СОБЫТИЯ
График мероприятий
Инфо-БГ
Литературная гостиная им. И.Д. Сытина
Наши гости
Новости культуры
УСЛУГИ
Активация клубной (дисконтной) карты new
Услуги
Личный кабинет
Клубная (дисконтная) карта
Подарочная карта
Кабинет юридического лица
Персональное и корпоративное обслуживание
Опрос для наших покупателей
ПАРТНЕРЫ
Гильдия книжников
Фонд «История Отечества»
КОМПАНИЯ
Вакансии
Наш дайджест
Пресс-служба
СМИ о нас
Карта магазина
Ваше мнение



Благодарность
Президента РФ

Внесен в Российскую
«Книгу рекордов и достижений»

Посмотреть все награды >>


Литературный календарь

Архив событий:

... ...

    

  20 марта
Певец человеческой свободы

Певец человеческой свободы

20 марта мир празднует день рождения великого драматурга Генрика Юхана Ибсена.

Ибсен родился в городе Шиен в Норвегии, в семье богатого коммерсанта-судовладельца. Крах, настигнувший семью в 1836 году, не позволил юному Генрику получить высшее образование. В 1844 году он начинает работать в аптеке в городе Гримстад, где проводит пять долгих лет. В Гримстаде он делает первые успехи в журналистике и на писательском поприще. Его первая драма «Катилина» о судьбе древнеримского диктатора не имела успеха. Тираноборческие мотивы и атмосфера революционной Европы не были оценены норвежскими современниками, но зато сам Ибсен понял, в каком направлении хочет двигаться дальше. Неудача только подстегнула его.

В скором времени он оставил аптекарское ремесло и отправился в Христианию. Там он продолжает журналистскую деятельность, участвует в политической жизни общества и упражняется в драматургии. Ему повезло: пьеса «Богатырский курган» увидела свет в 1850 году. Одноактная лирическая драма привлекла к Ибсену внимание публики, и в 1851 году на целых семь лет он занимает руководящий пост в Норвежском театре в Бергене. Это только начало его долгого, трудного путешествия.

На первый взгляд может показаться, что биография Генрика Ибсена не может впечатлить яркими событиями, романтическими интригами или нераскрытыми тайнами. Он рано женился и был счастлив в браке, воспитал сына и прожил долгую жизнь. Однако легкой эта жизнь не была. Долгая, подчас безнадежная борьба с общественными предрассудками, косностью и бедностью привела его к мировой славе – но извилистой и опасной тропой.

Общество не любит, когда его пороки обнажают и прилюдно обличают недостатки. Потому оно отвергло Ибсена, и в 1864 году, на вырученную писательскую пенсию, драматург отправляется в Европу. Двадцать семь лет провел он за границей прежде, чем вернулся на родину. Он жил в Риме, Дрездене и Мюнхене, но в сердце своем всегда хранил традиции норвежского фольклора, используя романтические мотивы в своих остросоциальных пьесах.

Его пьесы «Бранд» и «Пер Гюнт» принято рассматривать как две истории, отражающие одну проблему – человеческого духа, запертого в тисках эпохи. Считается, что герои пьес – суровый священник Бранд, проповедник человеческой свободы и Пер Гюнт, стремившийся к личному счастью и не находящий его – две стороны одной личности самого Ибсена. Бранд – максималист, в его речах виден оттиск учения Кьергекора, которого Ибсен глубоко уважал. Психология Кьеркегора, как позднее – идеи Ницше и Шопенгауэра, были крайне близки Ибсену и находили отражение в каждой его пьесе. Пер Гюнт же – полная противоположность Бранду. В поисках личного счастья он разменивает свою жизнь на приключения и авантюры, не достигая желаемого, и лишь в конце жизни, вернувшись к верной Сольвейг, понимает, в чем заключалось счастье. При этом Пер Гюнт порой проявляет себя намного более гуманистом и поэтом, чем ставящий себя таковым Бранд.

В пьесе «Враг народа» в образе Стокмана Ибсен также говорит о тревожащей его проблеме обличения социальной несправедливости. Стокман – максималист, стремящийся закрыть загрязненный источник, на котором держится курортный город, но общество не принимает здравых рассуждений и изгоняет его. Едкими остроумными монологам Ибсен обличает власть большинства и толпы, не способной видеть дальше собственного носа.

Самая известная пьеса Ибсена, принесшая ему мировой успех и славу – «Кукольный дом». История счастливой на первый взгляд семьи, на которую в канун Рождества обрушивается несчастье: идиллию Хельмера и Норы разрушает ее поверенный Крогстад, напоминающий о подделанном векселе. Хельмера не волнует, что Нора оказалась в долгах и пошла на мошенничество ради того, чтобы заработать ему на лечение. Он прогоняет ее. Позже Крогстад идет на попятную и возвращает Норе вексель. Хельмер успокаивается и стремиться вернуть Нору, чтобы продолжить жить в приятной ему мещанской идиллии, но поздно: Нора уже увидела его настоящее лицо. Она уходит, говоря, что устала быть куклой, что хочет своим умом познать мир и жизнь.

В «Кукольном доме» Ибсен говорит не столько о необходимости женской эмансипации, сколько о нужности и важности эмансипации в целом. Он близко к сердцу принимает «кукольную» судьбу большинства, и стремится открыть обществу глаза на то, что главная ценность человека – свобода.

Одной из самых значительных драм позднего периода жизни драматурга считается «Строитель Сольнес». Выбор между высоким призванием и жизненным комфортом кончается гибелью главного героя, и литературоведы до сих пор спорят, как следует трактовать этот финал: как невозможность совместить жизнь и творчество или как единственный достойный конец для настоящего художника. Башня же, которую строил Сольнес, остается незаконченной.

Генрик Ибсен стал основоположником «новой драмы», новым Фрейдом театральных подмостков. Глубокий психологизм и остросоциальные мотивы его пьес отзывались в зрителях по всему миру. Сильнейшее влияние Ибсен оказал на Россию. В советское время его ставили – и ставят до сих пор – бесчисленное количество раз. Роль упрямого гуманиста Стокмана по праву считается одной из лучших ролей в калейдоскопе образов Константина Станиславского, а «Кукольный дом» и «Пер Гюнт», будучи симфониями свободы и стремления духа вырваться за рамки социальных оков, звучали и звучат призывом к переменам, таким необходимым и таким неизбежным.

Безграничный индивидуализм Ибсена звучит как гимн свободе, без ограничений, без стен кукольных домов. Он призывает познавать то, как устроен мир вокруг нас, своим умом, и не боится сам жить по своей правде, не прогибаясь под тиранию большинства. Никакие горные тролли не заставят вас свернуть с дороги, если вы знаете, куда вы держите путь.

Прошло более столетия со дня смерти Ибсена, но голос его все так же звучит – со страниц книг, с театральных подмостков, с киноэкранов – и призывает помнить о том, что было и остается главной, а, возможно, и единственной человеческой ценностью: он свободен.




2019 OOO Торговый Дом «БИБЛИО-ГЛОБУС»

телефон: 8(495) 781-1900;
e-mail: mail@biblio-globus.ru

Адрес: Мясницкая ул., д. 6/3, стр. 1.
Проезд до станций метро: "Лубянка",
"Кузнецкий мост", "Китай-город".

карта проезда

Часы работы:

Будни: 9.00 - 22.00
Суббота: 10.00 - 21.00
Воскресенье: 10.00 - 21.00
Без перерыва.

карта магазина
Справки о наличии книг:
8(495) 781-1900

Интернет-магазин:
www.bgshop.ru